Балтийский флот в годы войны

Балтийский флот в годы войны

Борьба советских Военно-Морских сил с флотами противника. 2часть.

 Краснознамённый Балтийский флот на защите Ленинграда.

Второй период Великой Отечественной войны для Краснознамённого Балтийского флота оставался временем тяжёлых испытаний. Командовал Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц.

Фото: Владимир Филиппович  Трибуц.

На флоте по его инициативе были созданы группы морской артиллерии, которые совместно с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943 — 1944 годах он участвовал в разработке и проведении операций по прорыву блокады и разгрому противника в районе Ленинграда. Под его командованием Балтийский флот участвовал в Выборгской и Свирско - Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов  огнём кораблей и береговой артиллерии. Командовал высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.  В дальнейшем руководил силами флота в десантной операции  по овладению островами Моонзудского архипелага, по оказанию содействия приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%86,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Положение Балтийского флота в период с конца 1942 до конца 1943 годов.

В составе Балтийского флота в конце 1942 года были 2 линкора (один из них сильно повреждён), 2 крейсера, 11 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 33 подводных лодки, 57 тральщиков, 29 торпедных катеров, 75 малых охотников и других малых кораблей.

Фото: артиллерия эсминца "Опытный", Балтфлот.

Основные силы флота были сосредоточены в Кронштадте и Ленинграде, часть кораблей базировалась на острове Лавансари, расположенном в 60 милях западнее Кронштадта. Военно-воздушные силы Балтийского флота насчитывали 280 самолётов. В 1943 году авиация флота получила пополнение – 660 самолётов, такой военно-воздушный флот смог  переломить ситуацию и завоевать господство в воздухе над Балтикой.

Операционная зона надводных кораблей Балтийского флота  до конца 1943 года оставалась ограниченной  -  от Ленинграда до острова Гогланд и Нарвского залива и только авиация имела возможность действовать над всем Финским заливом и средней частью Балтийского моря.

В начале 1943 года большая часть кораблей Балтийского флота находилась в ремонте. В трудных условиях блокады, когда не хватало материалов, электроэнергии, инструментов, ремонтные работы выполняли, в основном, сами моряки. Когда в январе 1943 года кольцо блокады было прорвано, работа на судоремонтных верфях и в мастерских пошла быстрее. В результате флот пополнили, возвращённые в строй торпедные катера и сторожевики, бронекатера, тральщики и другие суда, так необходимые в сложных балтийских   условиях.

Боевые задачи Балтийского флота.

Вся боевая деятельность Балтийского флота была направлена на защиту Ленинграда. Обороняя подступы к городу с моря, флот огнём своей артиллерии и авиацией поддерживал войска Ленинградского фронта. Балтийцы выполняли перевозки важных грузов в восточной части Финского залива так необходимых защитникам Ленинграда. Многие матросы, старшины и офицеры сражались на суше, защищая город.

Артиллерийская «дуэль».

После прорыва блокадного кольца в январе 1943 года, противник усилил артиллерийские обстрелы Ленинграда и Кронштадта. Свои дальнобойные орудия противник расположил в удалении от города; вражеские железнодорожные артиллерийские транспортёры вели огонь с участков Гатчина – Александровская, Антропшино – Новолисино, Мга – Горы. В артиллерийскую группировку врага входила тяжёлая осадная артиллерия, переброшенная из Крыма, в том числе 406-мм пушки, применявшиеся при осаде Севастополя. Всего группировка имела 2 тысячи орудий и действовала под прикрытием развитой системы противовоздушной обороны.

На корабли Балтийского флота и береговую артиллерию была возложена задача контрбатарейной борьбы с противником. Артиллерийское противостояние требовало большого мастерства и напряжения сил. С января 1943 года положение для артиллеристов - балтийцев изменилось, улучшилось снабжение боеприпасами, кроме того, снаряды стали выпускать и ленинградские заводы. Контрбатарейное противостояние было тем более важно, что действия советской авиации затрудняла вражеская противовоздушная оборона.

                             корабельная артиллерия и противовоздушная оборона Балтийского флота

Ещё одной важной задачей корабельной и береговой артиллерии было прикрытие от ударов противника сухопутных сообщений Ленинграда с «большой землёй». Весной 1943 года, вблизи вновь построенной железной дороги Жихарево – Шлиссельбург, враг сосредоточил почти 70 батарей крупнокалиберных орудий и несколько железнодорожных артиллерийских транспортёров. Постоянными обстрелам они старались разрушить мост через Неву и прервать железнодорожное сообщение. По приказу командующего Ленинградским фронтом генерал-полковника Л.А. Говорова была создана специальная контрбатарейная группа.

Фото командующего Ленинградским фронтом Говорова Леонида Александровича

В группу входили четыре дивизиона морской артиллерии, которая вместе с артиллерией фронта заставила противника отказаться от обстрелов железной дороги и отвести свои батареи на значительное расстояние.

Зимняя береговая оборона Ленинграда.

Большие усилия от вооруженных сил Балтийского флота требовала зимняя оборона подступов к Ленинграду и к военно-морским базам. По льду Финского залива, Невы и Ладожского озера противник мог продвигаться, угрожая флангам Ленинградского фронта, нарушать линии внутреннего сообщения и нападать на островные гарнизоны и даже на отдельные корабли.

Поэтому с началом устойчивого ледяного покрова все форты и островные гарнизоны переходили к круговой обороне. На льду оборудовали противотанковые и противопехотные рубежи с линиями управляемых мин и фугасов, с проволочными заграждениями и ледяными надолбами. Устанавливались стационарные и подвижные огневые позиции, средства сигнализации и связи. Для обороны рубежей привлекались лыжные части, аэросани, устанавливались линии заградительного огня.

На Балтийский флот была возложена задача обеспечения бесперебойной работы ледовых трасс по Ладожскому озеру и восточной части Финского залива. Гидрографическая служба флота выполняла разведку ледовых дорог, наблюдение за состоянием льда, безопасность прохождения этих «линий жизни» автомобильным транспортом и военной техникой. Авиация флота прикрывала ледовые трассы с воздуха.

Боевое противостояние на морских коммуникациях Балтики.

Для снабжения немецкой группы армий «Север» были чрезвычайно важны морские коммуникации Балтики. По этому морскому пути в Германию доставлялось сырьё для военной промышленности. Военные караваны везли из Швеции высококачественную руду, а из Финляндии никель, перемещались  и другие военные грузы. Ещё южная часть Балтийского моря стала полигоном для вступающих в боевой строй новых подводных лодок.

 

Кригсмарине на Балтике

В 1942 году активными действиями советские подводные лодки нанесли серьёзный ущерб немецким транспортным сообщениям. Поэтому в 1943 году немецкое командование проводит операцию «Балрус», по усилению противолодочной защиты. Для её осуществления противник сосредоточил в Финском заливе 141 корабль, не считая финских судов. Весной и летом к ним прибавились десантная флотилия и флотилия тральщиков.

Для оборонительных заграждений немецких позиций в Финском заливе, в мае 1943 года было  установлено около 10 тысяч мин, среди них много магнитных.

Между островами Найссар и полуостровом Проккала-Удд были установлены противолодочные сети в два ряда на глубину около 65 метров и длиной в 30 миль. Эти заграждения перекрывали самое узкое место Финского залива. Перед сетями несли дозор вражеские корабли противолодочной обороны, в небе над заграждениями вели поиск советских подводных лодок самолёты противолодочной обороны.

 

противолодочные сети в Финском заливе

Кроме того, противник усилил артиллерийские обстрелы Кронштадта. Он обстреливал крепость сильнее даже чем Ленинград. Этот факт объясняло «Совещание германского главнокомандования по военным вопросам», где говорилось что, «если бы даже Ленинград был полностью разрушен артиллерийским огнём, опасность со стороны советских подводных лодок продолжала бы существовать, так как Кронштадт оставался их базой».

«Щука-303».

Первым предпринял попытку прорваться через вражеские заграждения и выйти в Балтику на вражеские  коммуникации командир «Щ-303» Иван Васильевич Травкин. 

Фото: командир подводник Герой Советского Союза Иван Васильевич Травкин

Совершил на Щ-303 три боевых похода: июнь-август 1942, октябрь-ноябрь 1942, май-июнь 1943.

В марте 1944 года И.В. Травкин назначен командиром К-52.  Под командованием Травкина подводные лодки «Щ-303» (с марта 1943 года — гвардейская) и «К-52», по официальным советским данным,  уничтожили 13 судов и кораблей противника.. 20 июля 1942  год экипаж  подводной лодки «Щ-303» нанес серьёзные повреждения транспорту «Альдебаран». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Через минное поле гогландской позиции лодка шла с минимальной скоростью, прижимаясь к самому грунту. То и дело слышался зловещий скрежет минрепов – стальных тросов, соединяющих мину с её якорем, о корпус лодки. Каждое мгновение грозило взрывом. «Порой нам казалось, вспоминал И.В. Травкин в своей книге «В водах седой Балтики», - что пройти через это минное поле невозможно. Наша лодка входила как бы в густой лес минрепов и мин.

В отсеках стояла такая тишина, что малейший удар чем-либо металлическим о палубу звучал, как взрыв глубинной бомбы. Слышалось только жужжание моторов да редкие негромкие команды». Действуя с исключительным мужеством, 13 мая лодка преодолела гогландскую позицию. Преследуемая вражескими самолётами и кораблями, она с большим трудом произвела зарядку аккумуляторов на западном Гогландском плёсе и позже достигла острова Найссар. Попытка прорваться через проккала-уддскую позицию, несмотря на все усилия команды, не удалась. Лодка попала в противолодочную сеть, освободиться из которой удалось с большим трудом. В отсеках лодки стал ощущаться недостаток кислорода, аккумуляторы истощились. Командир принял решение – возвращаться на базу. Но для этого надо было всплыть, чтобы зарядить аккумуляторы, а на поверхности лодку поджидали вражеские корабли. Началась неравная борьба. Лишь на короткий срок лодке удавалось обмануть противника и, оторвавшись, ненадолго всплывать.

                                    загрузка мин на борт ПЛ

Преследуя упрямую «Щуку-303» противник сбросил около 2,5 тысячи бомб. Фашистское радио несколько раз сообщало о потоплении «Щ303». Но, повреждённая, почти не способная двигаться, лодка не сдавалась, экипаж мужественно боролся за её спасение. Пробыв более месяца в Финском заливе, почти не имея возможности сообщить о себе командованию, лодка вернулась на базу.

Советские торпедоносцы балтийцы.

Попытки советской авиации разрушить сетевые преграды бомбами и торпедами не дали желаемых результатов. Стало ясно, что подводные лодки не смогут преодолеть противолодочную оборону противника, а надводным кораблям угрожает сильная минная опасность и мощная вражеская авиация, поэтому задачу прорыва советского флота из Финского залива в Балтийское море пришлось, на время, отложить.

Но самоуверенность противника в собственной неуязвимости вела к просчётам. Враг был уверен, что на большом удалении от своих аэродромов, авиация Балтийского флота представляет небольшую опасность.

Фото эвакуации пассажиров и экипажа немецкого транпорта "Fin"

Поэтому появление на морских коммуникациях советских самолётов-торпедоносцев явилось для врага полной неожиданностью. Просчёты немецкого командования привели к тому, что его коммуникации не были готовы к атакам с воздуха. На транспортах не было зенитного вооружения, уверенный в своём превосходстве противник не заботился об эскорте и ходил даже с отличительными огнями, а маяки и буи зажигались, как в мирное время. Весной 1943 года торпедоносцы обрушили свой гнев на морские перевозки противника  в Рижском заливе, в средней и северной частях Балтийского моря, в Ботническом заливе и в районе Аландских шхер.

Удалённость аэродромов торпедоносной авиации, длительность полётов над территорией врага определили методы борьбы с противником. Это способ «свободной охоты», одиночные крейсерские полёты ночью или в плохую погоду и самостоятельный поиск противника. Такие полёты продолжались 6 – 8 часов в плохую погоду, когда с земли угрожает вражеская артиллерия, были под силу только истинным мастерам.

Первый транспорт противника был потоплен 28 мая в первом же крейсерском полёте. За первым успехом последовали и другие. Герои Советского Союза: капитан В.А. Балябин, старший лейтенант Ю.Э. Бумилович, капитан Г.Д. Васильев, старший лейтенант А.И. Разгонин, капитан А.П. Чернышев, потопили каждый по пять – восемь вражеских транспортов и боевых кораблей.

                                                                                                       герои минно-торпедоного авианосного полка

Их одиночные крейсерские полёты, требовали большого мужества, самообладания и мастерства. Минно-торпедная авиационная дивизия Балтийского флота была преобразована в гвардейскую, а героическая 3-я эскадрилья награждена орденом Красного Знамени. Всем командирам экипажей эскадрильи было присвоено звание Героев Советского Союза.

Эффективные действия советских торпедоносцев заставили противника сократить свои перевозки и принять меры предосторожности. Теперь транспорты шли в сопровождении большого количества кораблей охраны. Против торпедоносцев – балтийцев стали действовать истребители противника.

Действия советской штурмовой и бомбардировочной авиации.

Кроме торпедоносцев важную роль на морских сообщениях противника сыграла штурмовая авиация Балтийского флота. Впервые штурмовики Ил-2 были применены для массированных ударов по кораблям. При выходе на цель первой атаковала группа штурмовиков подавлявших зенитные орудия противника, следом с двух сторон, атаковали ударные группы штурмовиков. Мастерами воздушного штурма были Герои Советского Союза Н.Г. Степанян, А.С. Потапов, М.Г. Клименко нанесшие серьёзный ущерб врагу.

Фото   Героев-лётчиков Балтийского флота.

Массированные удары штурмовой авиации по вражеским конвоям, дозорным кораблям, базам и портам в Финском заливе привели к тому, что противник вынужден был использовать морские сообщения в тёмное время суток. На отдельных участках движение морских конвоев было сведено к минимуму. Едва лишь устанавливалась лётная погода, противник немедленно отводил свои корабли в шхеры и в бухты, под прикрытие береговых батарей, пряча от балтийской штурмовой авиации.

Удары торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков по вражеским кораблям и базам были усилены постановкой мин с самолётов. Минировались фарватеры и подходы к базам противника.

В результате боевых действий авиации Балтийского флота, противник сильно сократил перевозки стратегического сырья в Германию, доставку боеприпасов, горючего и резервов для группы армий «Север».

Боевые действия надводных малых кораблей и катеров.

Самая большая боевая активность, в условиях оперативной ограниченности, легла на малые корабли и катера Балтийского флота. Им приходилось выполнять самые разные задачи: поиск и уничтожение вражеских конвоев, постановка мин, участие в разведывательных операциях, охрана своих конвоев, сообщение между Кронштадтом и передовыми базами на островах.

В ночь на 6 сентября группа катеров под командованием капитан-лейтенанта В.П. Гуманенко выполняла поиск вражеских кораблей. Ими была обнаружена эскадра противника в составе трёх тральщиков и шести сторожевиков. Завязался бой. Один  из катеров, оказавшихся на линии огня, получил три прямых попадания. Снаряд пробил стенки радиорубки, радист И.И. Макаренко получил ранение. Из пробитого баллона потекла кислота и обожгла ему ноги, но отважный моряк оставался на своём боевом посту. Кислота просочилась в моторный отсек, образовался едкий газ и дым, вспыхнул пожар. Наверху шёл ожесточённый бой, а внизу, в отсеках, моряки отчаянно боролись с огнём. Группа матросов под командованием главного старшины Д.Н. Шинкарчука, задыхаясь от жары и дыма, сбили пламя с моторов, открыли все люки и, сделав из бушлата козырёк, направили поток свежего воздуха на моторы. Израненному катеру, получившему 24 пробоины, удалось оторваться от противника и вместе с другими катерами возвратиться на базу. («История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945»., том 3., с 423.)

Команды катеров вели поиск противника, но всё равно, в этих встречах был элемент неожиданности. Поэтому от экипажа требовалась выдержка, находчивость и военное мастерство.

Нанося ущерб вражеским морским сообщениям, катерный флот должен был защищать свои коммуникации. Экипажам катеров-тральщиков, сторожевых катеров и катеров – дымовой завесы приходилось действовать в сложных боевых условиях. Советские морские коммуникации находились под постоянным воздействием вражеской авиации и катеров, под ударами береговых батарей.

С открытием навигации 1943 года отдельные отряды и группы торпедных и сторожевых катеров противника возобновили боевые выходы на советские коммуникации в Финском заливе и Невской губе. Противник серьёзно подготовился к навигации, увеличив число малых боевых судов. Поэтому выходя в море большим числом, они могли разделяться на группы  - одна нападала на советские дозоры или охрану конвоев, а другая прорывалась к транспортам.

Наибольший ущерб противник стремился нанести морскому сообщению между Кронштадтом и островом Лавансари, где находилась передовая база Балтийского флота. На этом пути за 1943 год состоялось 30 морских сражений.

Один из таких боёв произошёл ночью 24 мая. Две группы торпедных катеров противника  под прикрытием пяти сторожевиков вышли из Бьеркёзунда на перехват советского конвоя. Они намеревались прижать советские катера к берегу под огонь своих батарей.

Обнаружив пять силуэтов вражеских катеров, шедших кильватерным строем, советские сторожевые катера МО-207 и МО-303, двинулись на сближение с противником и прорезали его строй. Ведя огонь из орудий, комендоры катера МО-207 повредили два вражеских катера, один из которых затонул. Вскоре была обнаружена вторая группа противника из четырех торпедных катеров.  Неравный бой закончился победой советских сторожевиков. Два катера противника были уничтожены, а один – сильно повреждён. Гитлеровцы вынуждены были отказаться от атаки советского конвоя. («История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945»., том 3., с 424.)

Попытки противника нарушить советские коммуникации не увенчались  успехом. Летом и осенью 1943 года силами Балтийского флота было проведено 585 конвоев.

Ладожская военная флотилия.

Успешно действовала при защите Ленинграда Ладожская военная флотилия, входившая в состав Балтийского флота. Ладожской флотилией командовал контр-адмирал В.С. Чероков.

Фото контр-адмирала Виктора Сергеевича Черокова.

В октябре 1941 года, будучи капитаном 1-го ранга, назначен командующим Ладожской военной флотилией.  Город находился в блокаде и основной целью флотилии стал подвоз продуктов, боеприпасов и топлива в блокадный Ленинград, а также эвакуация жителей. В январе 1944 года Виктору Сергеевичу Черокову (ему только 36 лет) было присвоено звание контр-адмирала, а через полгода он был награждён орденом Ушакова II степени. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Ладожская флотилия поддерживала Ленинградский фронт в условиях блокады северной столицы. Ею был командирован дивизион артиллерии крупного калибра для контрбатарейной борьбы с противником.

Прорыв блокады в январе 1943 года и освобождение Шлиссельбурга улучшил положение флотилии. С этого времени на флотилию возлагалась важнейшая задача перевозки грузов по озеру для Ленинграда и фронта. С 14 апреля Госкомитет Обороны постановил сохранить за флотилией оперативное руководство Северо-Западного речного пароходства и обеспечение безопасности его перевозок. В навигацию 1943 года судами Северо-Западного пароходства под охраной Ладожской флотилии было перевезено 240 тысяч тонн грузов и 162 тысячи человек, доставлено в Ленинград 856 тысяч кубометров леса.

На протяжении всей навигации Ладожская флотилия оказывала огневую поддержку флангам 7-й отдельной и 23-й армии Ленинградского фронта и армии Волховского фронта. Осенью отряд тендеров, малых судов с небольшой осадкой, был направлен по реке Волхов и её притокам к войскам 4-й армии, сообщение с которыми было затруднено. Под сильным артиллерийским и миномётным огнём противника, прокладывая себе муть по засорённым, мелким и несудоходным рекам, тендеры доставили на передний край 455 тонн боеприпасов и продовольствия.

                                      канонерская лодка Ладожской военной флотилии

В тяжёлых и сложных условиях Краснознамённый Балтийский флот вместе с Ладожской флотилией самоотверженно прикрывали морские подступы к Ленинграду и оказывали большую помощь войскам Ленинградского и Волховского фронтов.