Черноморский флот в годы войны

Черноморский флот в годы войны

Борьба советских Военно-Морских сил с флотами противника. 3часть.

Боевые действия Черноморского флота.

На левом крыле советско-германского фронта оказывал поддержку сухопутным войскам Красной Армии Черноморский флот. Его командующим до мая 1943 года был вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, потом – вице-адмирал Л.А. Владимирский.

командующий Черноморским флотом Октябрьский Иванов Филипп Сергеевич.

 

командующий Черноморским флотом с 1943 Лев Анатольевич Владимирский

К 1942 году советскими войсками на Черном море были потеряны основные базы, в том числе Севастополь. Корабли Черноморского флота были вынуждены перебазироваться на неприспособленные для крупных кораблей кавказские порты Туапсе, Поти и Батуми. Однако район боевых действий по-прежнему охватывал всё Черное море.

 

Обращение командующего к морякам Черноморского флота.

Соотношение сил противников на Черном море.

Черноморский флот к началу 1943 года имел в своём составе 1 линкор, 4 крейсера, лидер, 7 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 3 канонерские лодки, 31 тральщик, 67 торпедных катеров, 29 подводных лодок. Военно-воздушные силы флота насчитывали 280 боевых самолётов.

немецкая авиация против  кораблей Черноморского флота

Немецко-фашистское командование к концу 1942 года сохраняло на Черном море 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, вспомогательный крейсер, 10 канонерских лодок, 18 торпедных катеров, 12 подводных лодок, 130 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 100 самоходных десантных барж и морских паромов типа «Зибель».

Фото: немецкий десантный паром типа «Зибель».

Противник непрерывно наращивал силы на Черном море. Его основные надводные силы базировались в румынском порту Констанца. Малые суда базировались в Севастополе, Ялте, Феодосии. Из Керчи – самоходные десантные баржи доставляли своим войскам продовольствие и боеприпасы. Флот противника  постоянно пополнялся  по Дунаю и по железной дороге. Авиация врага на Черном море  имела 360 самолётов, аэродромы располагались в Крыму и на Северном Кавказе. Она представляла главную угрозу для Черноморского флота.

 

Кригсмарине "Волчья стая"

Благодаря выгодной дислокации своих сил противник имел ряд преимуществ. Его подводные лодки, находясь в Ялте и Феодосии, были близко от советских морских коммуникаций. Нашим же лодкам приходилось выходить на линии сообщения противника через всё море, от Очамчире до районов Варны и Бургаса. Это сокращало время пребывания советских лодок на боевых позициях, для подводных лодок типа «Малютка» это время составляло 10 – 12 суток.

Задачи Черноморского флота.

Главной задачей всех сил Черноморского флота была всемерная помощь наступающим советским войскам. Большое значение, при этом, имели десантные операции, поддержка сухопутных сил огнём корабельной артиллерии. Доставка в войска продовольствия, боеприпасов, эвакуация раненных. Важно было продолжать борьбу на вражеских коммуникациях, срывать его транспортные перевозки, наносить удары по кораблям и базам противника, по приморским флангам его сухопутных сил. В то же время необходимо было охранять собственные морские конвои.

                         переброска войск силами Черноморского флота

Новороссийская десантная операция Черноморского флота.

В феврале 1943 года в районе Новороссийска силами Черноморского флота была проведена масштабная десантная операция. В ней приняли участие основные силы: гвардейские крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидер миноносцев «Харьков», эсминцы «Беспощадный», «Сообразительный», «Бойкий», «Железняков» и «Незаможник», канонерские лодки «Красная Грузия», «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан».

эсминцы "Беспощадный " и "Сообразительный"

Кроме крупных кораблей в десантной операции участие тральщики, торпедные и сторожевые катера, морские охотники. В составе десанта были стрелковые соединения, танковые, артиллерийские и миномётные части. В поддержке десанта вместе с корабельной артиллерией участвовала и береговая артиллерия.

                                    Участие корабельной артиллерии в боях за Новороссийск

Стремительной атакой торпедные катера разрушили заграждения врага при входе в порт Новороссийск, а затем высадили два крупных десантных отряда на причал. Эти десантники сыграли решающую роль в дезорганизации вражеской обороны.

                                     "Черноморцы" с картины  художника В. Пузырькова

Они захватили опорные пункты противника и помогли войскам Красной Армии, наступающим с суши, освободить город. Дальнейшей высадкой десантов на флангах отступавшего с Тамани врага Черноморский флот и воссозданная в апреле 1943 года Азовская флотилия, позволили сухопутным войскам окончательно ликвидировать таманский плацдарм противника и обеспечили выход к Керченскому проливу.

Крымская десантная операция.

Большую помощь оказали осенью 1943 года Черноморский флот и Азовская военная флотилия войскам Северо- Кавказского фронта в захвате плацдармов в Крыму.

                              морская пехота "Чёрная смерть"

Для проведения десантной операции на Керченском полуострове были привлечены 17 бронекатеров, 25 торпедных катеров, 40 сторожевых катеров, 20 катеров тральщиков и до 200 малых транспортных судов. В операции участвовали военно-воздушные силы флота. Десант поддерживала крупнокалиберная береговая артиллерия. Созданная в ходе операции «керченская переправа», возглавляемая командующим Азовской флотилией контр-адмиралом С.Г. Горшковым, обеспечивала бесперебойное снабжение Отдельной Приморской Армии, сформированной из переправленных в Крым частей и соединений.

Фото: во время описываемых событий контр-адмиралу С.Г. Горшкову было всего 33 года.

Фото адмирала Сергея Георгиевича Горшкова

советский военачальник, флотоводец, организатор отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Главнокомандующий ВМФ — заместитель  Министра обороны СССР  с 1956 до 1985 года. Дважды Герой Советского Союза в 1965 и 1982 годов.   Лауреат Ленинской премии 1985 года  и Государственной премии СССР 1980 года. Член ЦК КПСС с 1961 по 1988 год. Депутат Верховного Совета СССР  с 4  по 11 созывы. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Корабли Азовской флотилии  на рыболовецких и транспортных судах  в течение нескольких месяцев доставляли через Керченский пролив боеприпасы и продовольствие, эвакуировали раненных. Чтобы добраться до советских войск на другом берегу пролива, этим, в общем-то, невоенным кораблям и лодкам приходилось преодолевать вражеские минные заграждения. Продолжать путь под огнем артиллерии противника и даже в ледоход.

                                          Керченско-Феодосийская операция Азовской флотилии.

Всего за 1943 год Черноморский флот и Азовская флотилия подготовили и осуществили восемь тактических и три масштабных операции по созданию плацдарма на Керченском полуострове и освобождению  северного побережья Азовского моря. Ещё силами флотов были освобождены города Таганрог, Мариуполь, Осипенко, Темрюк, Тамань. В десантных операциях - наиболее   трудном и сложном виде боевых действий – моряки черноморцы и азовцы продемонстрировали беззаветную отвагу и мужество.

Защита своих морских сообщений Черноморским флотом.

Черноморский флот выполнял и другую важную задачу – обеспечивал защиту морских сообщений вдоль Кавказского побережья. По этому пути протяжённостью 550 километров, перевозились сотни тысяч тонн жидкого топлива для фронта, из Поти и Батуми. Доставлялись в порты Северного Кавказа войска, боеприпасы и продовольствие. К обороне морских сообщений командование флота привлекало надводные корабли, военно-воздушные силы и береговую артиллерию. Безопасность движения транспортов обеспечивалась конвойной службой.

                                            эсминец "Харьков" в Поти 1943 год.

Немецко-фашистское командование старалось парализовать советские перевозки. Против наших конвоев оно использовало крупные силы авиации, торпедные катера и подводные лодки. Против советских транспортов противник применял  бесследные электрические торпеды, такие атаки их подводных лодок были наиболее коварными и опасными.

В ночь на 25 марта 1943 года сторожевой катер МО-065 конвоировал из Туапсе в Геленджик транспорт «Ахиллеон» и три шхуны с боеприпасами.

Фото "Морского охотника" – 065

25 марта исполняется 75-летний юбилей легендарного подвига малого охотника СКА-065 тип МО-4. В тот день малый (иногда «морской») охотник, который часто по-свойски именовался «мошкой», превратился в самого настоящего москита. Он не только принял бой с превосходящими силами противника, но и вышел из него победителем, так как выполнил поставленную задачу и смог добраться до пункта назначения, несмотря на фантастическое количество пробитий корпуса. https://topwar.ru/137715-moshka-stavshaya-dlya-gitlerovcev-moskitom-podvig-ska-065.html

авиация врага начала свои атаки рано утром. В первом налёте участвовало 8 самолётов. По ним был открыт сильный огонь, заставивший самолёты уйти с боевого курса и беспорядочно сбросить бомбы. В следующем налёте участвовало уже 20 самолётов. Огнём береговых зениток, артиллерией катера и контратакой советских истребителей, налёт противника снова был отбит. Третий налёт враг предпринял в середине дня, когда транспорт уже стоял у причала. 30 бомбардировщиков группами по 2-3 самолёта пикировали и сбрасывали бомбы на транспорт и охранявший его катер. Немцы сбросили более 100 бомб; многие из них разрывались вблизи катера, осыпая его градом осколков и нанося множественные повреждения. Были разрушены мостик и рубка, вышли из строя носовая пушка, радиостанция и два мотора; корпус корабля получил много пробоин. Большинство членов экипажа были ранены, но почти все продолжали оставаться на боевых  местах и выполнять свою работу.

Изобр.

Фото старшины Григория Александровича Куропятникова.

Куропятников Григорий Александрович. Это он и его товарищи изображены на этой жутковатой картине — командир отделения минёров сторожевого катера "МО-065"  или «СК-065» 5-го дивизиона сторожевых катеров охраны водного района Черноморского флота, старшина 2-й статьи.

Люди боролись за свою жизнь, за судьбу катера, ибо уцелеет катер — есть шанс спастись. Завязался жуткий бой. Григорию оторвало левую руку, несколько осколков попало в грудь и голову. А ОН, этот простой русский парень, этот удивительный человек, всё стрелял и стрелял по врагу, истекая кровью и теряя силы. Загорелась корма. Загорелись дымовые шашки, которые находились возле глубинных бомб. Григорий понимал, что сейчас будет взрыв, и тогда погибнут все. Он бросился к месту пожара, здоровой рукой попытался сбросить шашки за борт, но они были привязаны. Единственное, что ему пришло в голову — попытаться перегрызть канаты зубами. Не знаю, что творилось у него в голове в те секунды, какую дикую боль он терпел тогда, но он успел, перегрызть эти чертовы канаты зубами и сбросил, горящие шашки в море.

Но бой продолжался. Собрав последние силы, гвардии старшина первой статьи Григорий Куропятников снова открыл огонь по фашистским самолётам. И атака была отбита. Люди уцелели, катер и транспорт с военным грузом были спасены. http://alternathistory.com/podvig-grigoriya-kuropyatnikova/

Командовал отважным экипажем двадцатичетырёхлетний командир старший лейтенант Павел Павлович Сивенко. Отразив вражеские атаки, моряки занялись спасательными работами, кренившегося от многочисленных пробоин корабля. Все раненные отказались покидать судно говоря: «Мы ещё можем работать и поведём катер на свою базу».

Фото Двадцатичетырёхлетнего командира МО-065 Павла Сивенко.

Павел Павлович Сивенко родился 10 апреля в Тбилиси, умер в возрасте 95 лет в 2015 году в Крыму в Севастополе.  Советский моряк, капитан 1 ранга, участник Великой Отечественной войны, капитан гвардейского «морского охотника» СК-065 (первый гвардейский корабль четвёртого класса), кавалер военно-морской медали США «За выдающуюся службу».  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Коммунист старшина Г.А. Куропятников был удостоен звания Героя Советского Союза, а вся команда - 22 человека награждена орденами и медалями. Катеру было присвоено звание гвардейского.

Всего за 11 месяцев 1943 года между кавказскими портами было перевезено около 330 тысяч бойцов и четверть миллиона тонн военных и других грузов. Корабли Черноморского флота сделали около 4,4 тысяч выходов для конвоирования транспортов с войсками и грузами. Попытки противника нарушить советские морские коммуникации на Черном море были безуспешны.

Действия Черноморского флота на коммуникациях врага.

Обеспечивая свои морские перевозки, немецко-фашистское командование значительно усилило охранение конвоев. Для этого в западной и северо-западной частях Черного моря действовали пять «приморских групп» румынской морской авиации. Кроме того, враг минировал подходы к важнейшим портам и старался проводить свои караваны в ночное время.

Советские подводные лодки на вражеских коммуникациях.

Для борьбы на вражеских коммуникациях Черноморский флот использовал подводные лодки, надводные корабли, береговую артиллерию и авиацию.

                                        подводная лодка Черноморский флот

В середине апреля 1943 года на вражеские коммуникации вышли подводные лодки С-33, Щ-209, М-35. Лодки заняли позиции на вероятных траекториях движения вражеских конвоев. 20 апреля ночью подводная лодка С-33 под командованием капитана 3 ранга Б.А. Алексеева обнаружила конвой противника в составе транспорта и эскадренного миноносца. После необходимого манёвра лодка торпедировала и потопила крупный транспорт «Сучава». После атаки лодка подверглась преследованию вражеского эсминца, сбросившего на дерзкое судно 20 глубинных бомб. Однако благодаря мастерству капитана и экипажа лодке удалось уйти от преследования, не получив серьёзных повреждений. Каждая такая победа была чрезвычайно важна, это означало, что противник не получит много тонн смертоносного оружия и боеприпасов.

                                                               подводная лодка "Щ-203"

Подводные лодки Черноморского флота в 1943 году совершили 139 боевых выходов на коммуникации противника и потопили 26 транспортов общим тоннажем около 67 тысяч тонн. Они уничтожили 10 вражеских быстроходных десантных барж и повредили 3 транспорта.

Действия надводного флота на морских сообщениях противника.

На морских сообщениях противника отважно сражались надводные корабли Черноморского флота. Главной ударной силой были торпедные катера, которые базировались в Туапсе и Геленджике. Небольшое число катеров, пригодных к боевым действиям, ограничивала их действия отдельными набегами на конвои противника, следовавшие в Анапу.  Удары наносились группами из двух – шести катеров, в основном в ночное время. В составе каждой группы были катера имевшие на борту реактивное артиллерийское вооружение.

Кроме набегов на вражеские коммуникации, корабли Черноморского флота и его авиация обстреливали аэродром в Анапе, с которого вражеские самолёты поднимались для защиты своих конвоев.

Боевая деятельность Азовской военной флотилии на коммуникациях противника.

С началом навигации корабли Азовской флотилии начали активные поиски морских караванов  и отдельных судов противника. За лето 1943 года корабли флотилии совершили более 50 боевых выходов для преследования и уничтожения морских конвоев врага.

                                                                                                                           Азовская военная флотилия

В задачу флотилии входило не только преследование конвоев и обстрелы вражеских портов, но и постановка специальных минных заграждений на линиях сообщения противника. На этих минных полях было взорвано два парохода, две самоходные десантные баржи и много других вражеских судов.

                                                                 Азовская флотилия

Борьба с авиацией и флотом противника лётчиков Черноморской авиации.

Важную роль в борьбе на морских сообщениях противника играла авиация Черноморского флота. На её долю пришлось около половины всех уничтоженных транспортных средств врага. Военно-воздушные  силы флота вели разведку на коммуникациях и в портах, наносили удары по его кораблям и аэродромам.

                                      Самолёт-амфибия МБР-2. "Амбарчик"

Авиация выполняла минирование районов наиболее интенсивного движения неприятельских судов. Силы советской авиации возрастали, что позволило в 1943 году вдвое увеличить количество боевых вылетов по сравнению с первым периодом войны.

26 июля 8 самолётов штурмовиков Ил-2 гвардейского штурмового авиационного полка в сопровождении 12 истребителей Як-1 вылетели для удара по вражескому конвою в район Благовещенской. Конвой в составе семи самоходных барж и сторожевого катера стал целью ожесточённой штурмовой атаки, в результате были потоплены две баржи и уничтожено до 150 солдат и офицеров противника. Над конвоем развернулось воздушное сражение с самолётами противника, пять из которых были сбиты, а два повреждены. («История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945»., том 3., с 432.)

                                   военный аэродром, Геленджик 1943 год.

В осенью, когда началось наступление на Украине и ликвидация Таманского плацдарма, размах боевых действий авиации Черноморского флота на  морских коммуникациях противника значительно расширился.

В марте группа самолётов 5-го гвардейского авиационного полка выполняли налёт на объекты противника в районе Евпатории. Авиагруппа попала под сильный зенитный огонь противника. Трём самолётам, пытавшимся прорваться к цели, не удалось довести атаку до конца. Четвертый самолёт, пилотируемый гвардии капитаном В.Н. Беликовым, пробив стену огня, упорно шёл на транспорт врага.

От прямого попадания в баки с горючим самолёт воспламенился, но капитан продолжал держать курс. Продолжая атаку на горящем самолёте, он прорвался к цели на близкую дистанцию и сбросил торпеду, а затем направил объятый пламенем самолёт прямо на транспорт. Вместе с отважным командиром геройски погибли в бою штурман гвардии капитан В.П. Овсянников, стрелки-радисты Г.Н. Зыгуля и Г.П. Северин. Герои были награждены орденами Красной Звезды и Красного Знамени посмертно.

Подвиг гвардии капитана Беликова Виктора Николаевича.

Действуя на коммуникациях врага, нанося удары по его портам и базам, лётчики Черноморского флота потопили в 1943 году 65 транспортов общим водоизмещением 85 тысяч тонн и повредили 38 судов, что составило в общей сложности более трети немецкого транспортного флота на Чёрном море. Кроме того, авиацией было уничтожено насколько десятков боевых и вспомогательных судов противника.

Боевая деятельность Волжской и Каспийской флотилий.

Важную задачу выполняли моряки Волжской и Каспийской военных флотилий.

Фото командующего Волжской флотилией контр-адмирала Юрия Александровича Пантелеева.

Фото командующего Каспийской флотилией контр-адмирала Фёдора Семёновича Седельникова.

Они обеспечивали безопасность судоходства по Волжско-Каспийской магистрали. По этому пути перевозилось более 60 процентов всех грузов, доставляемых по внутренним водным путям Советского Союза. Только за семь месяцев 1943 года перевозки нефти и нефтепродуктов достигли 6 миллионов тонн. Для сравнения, чтобы переправить такое количество горючего сухопутным путём потребовалось бы ежедневно отправлять 30 – 35 железнодорожных состав и задействовать более десяти железнодорожных линий.

                                       Волжская военная флотилия. Бронекатер.

Германское командование, придавая большое значение Волжско-Каспийскому пути, весной 1943 начало проводить широкомасштабную разведку Волги и северной части Каспия. А с началом навигации специальная немецкая авиационная группа  в составе 100 самолётов 4-го воздушного флота, начала минирование Волги.

                           минирование фарватера

Для постановки мин, самолёты противника проходили над Волгой ночью, и пролетали дополнительно несколько километров, чтобы замаскировать место минирования. Кроме обычных мин враг устанавливал магнитные, магнитно-акустические парашютные мины весом по 1000 и 500 килограммов.

           вражеская переправа на Волге

Для обнаружения вражеских мин, командование Волжской флотилией организовало противоминное наблюдение, и привлекло к этой борьбе местное население. Почти каждая постановка мин самолётами противника наблюдалась не менее чем двумя постами. Места падения мин довольно точно отмечалось вешками, что облегчало и ускоряло траление фарватера.

Кроме обычного способа ликвидации поставленных противником мин тралением применялся и другой способ: в местах минирования сбрасывались глубинные бомбы, от взрыва которых происходила детонация и взрыв мин.

Для борьбы с вражескими самолётами-миноносцами была усилена противовоздушная оборона. В акваторию Волжско-Каспийского речного пути были направлены самолёты-истребители, многие суда оснащены зенитными орудиями и пулемётами.

                                                                            зенитки на катере Волжской флотилии

Таким образом, противоминная оборона Волги была организована довольно хорошо. За летнюю навигацию 1943 года по Волге прошло более 8 тысяч кораблей, из которых на вражеских минах подорвалось 20 судов. Потери жидкого топлива составили менее 0,5 процента от общего количества перевозимого топлива. Противнику ни на один день не удалось нарушить движение по Волжско-Каспийской магистрали.

                                                                                                     советские моряки разминируют фарватер

Итог.

Действия Военно-Морского флота во второй период войны, с начала 1943 года, протекали в тяжёлых условиях. Балтийский флот был лишён всех своих баз, кроме Ленинграда и Кронштадта. Черноморский флот тоже потерял свои основные базы, в том числе Севастополь, и вынужден был использовать не приспособленные для крупных кораблей порты Северного Кавказа. Северный флот не потерял своих баз, но малочисленность состава флота совершенно не соответствовала требованиям такого большого оперативного пространства. Численное превосходство вражеской авиации на всех морских театрах военных действий, создавало дополнительные трудности морякам.

Но, несмотря на все трудности Советский Военно-Морской флот решал поставленные перед ним задачи. Моряки прикрывали приморские фланги сухопутных войск и содействовали наступательным операциям. Защищали свои транспортные конвои и наносили ущерб вражеским. Наносили удары по вражеским береговым базам и аэродромам. Северный, Краснознамённый Балтийский и Черноморский флоты, Беломорская, Ладожская, Азовская, волжская и Каспийская флотилии своими боевыми действиями способствовали Красной Армии в достижении коренного перелома на всём советско-германском фронте.