Что такое русский характер?

Что такое русский характер?

Что такое русский характер?

Почему в любой стране мира русского человека узнают сразу и безошибочно?

 

Приветствую посетителей сайта с вами Карабанова Светлана. 
Приглашаю Вас поговорить об истории всерьез, но простым языком. Беседу я адресую студентам и выпускникам старших классов и хочу помочь в освоении Программы учебной дисциплины История в соответствии с Государственным стандартом среднего общего образования и подготовке к экзамену по истории.
          Предлагаю сегодня поговорить об основных факторах, определяющих особенности русской цивилизации: природно-климатических,  геополитических,  конфессиональных (или религиозных).
         Вы задавались вопросом, почему существует устойчивый миф о загадочной русской душе? Что такое русский характер? Почему Россия не понятна, а потому вызывает опасение у наших западных соседей?  К какой цивилизации относится Россия Западной или Восточной?  Почему в любой стране мира, несмотря на современный вид, знание языков, цивилизованное поведение русского человека узнают сразу и безошибочно.  Это неправда, что мы не умеем себя вести, напиваемся и хулиганим, как раз наоборот, нашего человека за границей узнают по сосредоточенному взгляду, который кажется европейцам суровым, по неулыбчивости и даже некоторой настороженности. Редко русские туристы разгуливают по европейским улицам в одиночку, но почти всегда группами, так наши чувствуют себя уверенней и тогда позволяют себе чуть громче разговаривать, чаще смеяться, держаться уверенней. Мы горды и обидчивы и одновременно милосердны и великодушны. Широко и хлебосольно принимаем гостей, даже если сами в нужде и бедности, но мгновенно вспыхиваем (и обнажаем меч) на тех, кто обижает, оскорбляет наших близких или нашу Родину.
       Все эти качества достались нам от наших предков, от начала Древнерусской истории.
Историю страны невозможно понять, не зная ее природно- климатических и географических условий.


1. Природно-климатические условия формирования восточнославянской цивилизации.


      Подскажите, почему нашу климатическую зону называют зоной рискованного земледелия? Садоводы и огородники по этому поводу горько шутят, что в наших краях "не высохнет, так вымокнет, не вымокнет, так  вымерзнет".
      Для сравнения в Европе сезонное колебание температуры 10 - 20 градусов.  В России, в том числе и в европейской её части сезонные колебания температур составляют 30-40 градусов в год.  Если наши соседи  собирают урожаи овощей и зерновых культур дважды в год, а в южных европейских странах даже трижды за год, то в России глубина промерзания почвы достигает 40 сантиметров, снег  лежит с ноября по апрель, а в некоторых областях и больше.
     Летний период в 125 - 130 дней русский крестьянин называет "страда".
За короткое и неласковое лето нужно было успеть сделать очень многое: обработать пашню (долгое время сохранялось подсечно - огневое земледелие) засеять и собрать урожай, заготовить корм для домашнего скота на долгую холодную зиму, поправить или соорудить тёплый хлев. Сравните, в  европейских странах даже таких как Дания и Голландия, пастбище используется круглый год.  Получается,  что у крестьянина в Европе практически отсутствует мертвый сезон, что приучает к систематическому равномерному труду на протяжении всего года. Русскому крестьянину свойственен авральный способ сезонной работы, за короткий период, надрывая собственные силы и силы своих домочадцев, нужно было успеть сделать очень многое. 
      Конечно, за века такая форма  трудовой деятельности отразилась на характере русского человека, когда расслабленная неторопливость сменяется бурной деятельностью.  Подтверждением этой черты нашего характера являются русские пословицы: "Гром не грянет, мужик не перекрестится", " русский мужик долго запрягает да быстро едет". Посмотрите на себя, когда мы начинаем готовиться к  предстоящему экзамену за день, за два, а может быть за одну ночь перед экзаменом?
      Условия жизни и тяжелого труда выработали в русском крестьянине другую ценность - терпеливость, ставшую чертой характера.   Для освоения лесных территорий под пахотные земли нужен был коллективный труда нескольких семей.  Сплоченность коллектива была важнее чем эффективность одного из членов этого коллектива, что вело к определенной степени уравнивания результатов труда.   Община, старшая главной формой общежития русских крестьянин, определяла отношения между людьми: открытость и доверие (в русской деревне долгое время не было замков), нестяжательство и нерасчетливость. Самым страшным наказанием  для общинника было изгнание, суровая зима и дикие звери в дремучих лесах не оставляли шансов на выживание одиночкам.  Так сформировалась ещё одна черта характера русского человека жить по правилам коллектива, не демонстрировать себя - "я как все".     
       В условиях сурового климата доход  был скуден, но и его следовало разделить: на нужды общины (вдовицам, сиротам, калекам), вождю, жрецам, позднее князьям их дружине, церкви,  et cetera,  et cetera.   Эти обстоятельства заставляли формироваться ещё некоторые черты русского крестьянина хитрости и изобретательность.
Но и формирующаяся государственная власть, в этих условиях, приобретает совершенно определенную вековую традицию деспотизма и крепостничества.
                                        
     Природа и климат  повлияли на развитие цивилизации восточных славян обусловили их характер,  формирование общества, и взаимоотношения с соседними племенами и государствами.  Свои коррективы в жизнь и характер восточных славян внесла география.


2.  Геополитические факторы формирования восточнославянской цивилизации.


     Крепостной или зависимый крестьянин в Европе от деспотизма феодала бежал в город или за море больше прятаться было негде.  В России бежали не в город, а на окраины, на огромной незаселенной территории расселялись казаки (откуда выдачи не было),  раскольники.  Отток населения на окраины стал путем освоение территории собственной страны. Места хватало всем славяне  уживались с карело - финскими на севере, финно - угорскими на северо -востоке с тюркскими племенами на востоке .  Мирное соседство формировало новую черту характера восточных славян умение принимать иноплеменников как соплеменников без высокомерия и раздражения. Расселение славян по Восточно - европейской равнине было, конечно, колонизацией, но начавшаяся в 9 веке она была частью Великого переселения народов эпохи раннего средневековья.
    Жизнь восточных славян была далека от идиллической. Наши западные южные и юго - восточные соседи не отличались миролюбием. Расположившееся в нижнем течении Волги развитое государство Хазарский каганат долгое время взимал дань со славянских племен, из южных степей на славян совершали набеги печенеги, а с 12 века половцы, в 13 веке на русские города обрушиваются орды кочевников монголо - татар. В такой неспокойной геополитической  обстановке формируются и другие черты характера русского человека: настороженность, быть "всегда начеку", хорошо принимая иностранных гостей мы все таки не доверяем ни одному из них. 
    Разветвленная речная сеть стала фактором территориального экономического и социального единства России. Великий торговый путь "из варяг в греки" сыграл важную роль в создании Древнерусского государства и в развитии племен живших между Западной Двиной,  Днепром и их протоками.
    Ещё одним фактором формирующим русскую цивилизацию стала оторванность, на протяжении почти всей истории, от морей.  Продукты экспорта приходилось отдавать за дёшево, импортные товары покупать у посредников за дорого и вести длительные кровопролитные войны за выход к морям в этих условиях роль государства и армии возрастала всё больше. 
    Таким образом обширная территории России требовала значительных материальных затрат и людских ресурсов для защиты границ от постоянной угрозы внешних военных вторжений.  В суровых условиях жизни, на слабо заселенных территориях, при высокой степени смертности каждая человеческая жизнь славян становится ценностью поэтому у наших древних предков не было традиции растрачивать людские жизни и казнить смертью, по той же причине не было у славян и рабов.


3. Конфессиональные (религиозные) особенности формирования восточнославянской цивилизации.


    Почему наши предки так долго оставались язычниками, до конца 10 века? В окружении государств уже принявших государственные религии славяне вполне уютно чувствовали себя под защитой своих богов, берегинь, домовиков и леших. Все очень просто славянские боги не были кровожадны, а ушедшие предки становились защитниками и хранителями родных очагов.
    Уже тысячу лет мы считаем себя православными христианами, но по языческой традиции посещаем могилы предков и приносим им пироги и вино, тем самым напоминая им об их долге: хранить и беречь детей и внуков. Мы широко празднуем Новый год и Масленницу призывая древних богов дать богатый урожай и рождение скота и птицы. На праздник наши столы ломятся от угощений, чем больше еды в праздник, тем больше зерна мяса и овощей осенью ведь слово "жрать" и слово "жрец" в русском языке однокоренные. А когда собран урожай и заготовлены зимние запасы, тогда можно отпраздновать Спас да не один раз, а трижды. Язычество восточных славян оказалось настолько живучим, что христианству пришлось "потесниться", оставив место в календаре для языческих праздников и "родительских дней".
    Оставаться языческой страной в соседстве с христианскими государствами, где уже господствовала папская церковь, означало обречь себя на политическую изоляцию, славянам пришлось выбирать...
    Почему великий князь Владимир Святославич выбирает самую строгую религию, религию запретов - православие? Версий много, мне нравится такая: если во главе католической церкви Папа - наместник бога на земле единственный праведный, то в православии непогрешима сама церковь под главенством Христа и водительством Святого Духа. Если основной чертой католической церкви является господство над паствой и  безоговорочное подчинение не только простых прихожан, но и королей, то главной чертой православия является соборность и духовность, а спор, что выше священство или  царство в России всегда решался в пользу царства.
     Вот так и получилось в нашей истории, что мы не европейцы и не азиаты, мы особенные. Суровые длинные зимы сделали нас философами и мастерами, золотые осени художниками. Опасные соседи заставили нас быть воинами, а непредсказуемая погода закалила дух и научила терпению. А какие черты характера наших соотечественников выделишь ты и почему, подумай, а пока до встречи. До свидания.