Экономика СССР накануне второй мировой войны.

Экономика СССР накануне второй мировой войны.

Экономика СССР накануне и в начале второй мировой войны в 40-е годы.

         Мероприятия советской внешней политики в условиях военной опасности имели важное значение и для внутренней жизни страны. Советско-германский договор о ненападении позволили выиграть время, потраченное на укрепление экономики.

За 22 месяца с момента начала второй мировой войны и до нападения Германии на СССР, были приняты меры по укреплению экономики и обороноспособности страны. Накануне Великой Отечественной войны советская экономика располагала материально – технической базой, позволявшей в случае необходимости развернуть массовое производство всех видов современного вооружения и боевой техники и одновременно обеспечить в необходимых размерах и на длительное время другие потребности Советских Вооруженных Сил и населения в условиях войны. Советская оборонная промышленность была способна ещё до войны дать нашей армии нужное количество новой боевой техники, создать резервы для восполнения потерь и обеспечить новые формирования в начале войны.

1.  Решения и задачи XVIII съезда партии в марте 1939 г.

Но капиталистические страны, окружавшие Советский Союз, намного превосходили его в экономическом и военном отношении. Поэтому исключительное значение имели задания третьей пятилетки, предусматривающие подъем всех отраслей народного хозяйства. Ввиду нарастающей военной угрозы, XVIII съезд партии счел необходимым создать крупные государственные резервы, особенно по топливу, электроэнергии и оборонному производству.

Опыт военных действий в Западной Европе в 1940 году показал, что современная война характеризуется применением большого количества авиации, бронетанковых и моторизованных войск, артиллерии всех видов, воздушных десантов. Её отличительные особенности заключались:

  • в высокой механизации армии;
  • в оснащении её разнообразной военной техникой;
  • в непрерывной и все возрастающей в ходе войны поставке десятков тысяч танков, самолётов, артиллерийских орудий, сотен тысяч автомобилей, миллионов тонн горючего и множества боеприпасов;
  • в участии многомиллионных армий, требующих обеспечения продовольствием и вещевым снабжением.

Чтобы удовлетворить потребности армии, в условиях того времени, необходимо было:

  • иметь, в достаточном количестве, всех видов металла для производства вооружений, боевой техники и боеприпасов;
  • оборудование для предприятий;
  • топливо для промышленности и транспорта;
  • развитое сельское хозяйство, способное дать армии и населению страны необходимое количество продовольствия, а промышленности сырье.

2. Реализация задач в  базовых отраслях промышленности в СССР в 40-е годы.

Основной упор делался на форсированное строительство и размещение новых предприятий в восточных районах страны. Необходимо было поднимать экономику национальных республик, использовать огромные природные богатства и создавать промышленные центры в глубоком тылу.

2.1. Состояние угольно-металлургической базы в СССР в 40е годы.

         В дореволюционной России более двух третей чугуна, стали и проката производилось на Юге страны. После создания второй угольно-металлургической базы СССР размещение производства металла изменилось. На Востоке страны возникли гиганты черной металлургии: Магнитогорский, Кузнецкий и Новотагильский комбинаты, Челябинский и Новосибирский заводы.

         За годы предвоенных пятилеток были созданы угольные базы на Востоке Кузнецкая и Карагандинская. Началась добыча в Печорском угольном бассейне. К началу Отечественной войны наша угольная промышленность имела большие резервы, обеспечивающие работу угольной промышленности.

2.1.1. Проблемы в базовых отраслях промышленности.

         В первые годы третьей пятилетки наша страна испытывала затруднения в развитии черной металлургии и топливно-энергетических ресурсов. Начиная с 1937 года и до 1940г., черная металлургия не выполняла установленных планов. Выплавка металла отставала от темпов роста других отраслей промышленности. Если тяжелое машиностроение в 1939 году по сравнению с 1937 годом увеличило выпуск продукции на 14 процентов, среднее машиностроение – на 15%, а оборонная промышленность – почти на 47%, то уровень производства черной металлургии почти не изменился.

Со 2 июня 1940 года правительство наметило программу по наведению порядка на заводах черной металлургии:

  • строгое соблюдение технологических процессов;
  • создание на заводах необходимых запасов сырья, топлива и материалов;
  • ликвидация простоев агрегатов;
  • максимальное использование наличного оборудования;
  • внедрение и освоение новой техники.

Вопрос о работе промышленности и транспорта был основным в повестке XVIII Всесоюзной партконференции 15 – 20 февраля 1941 года.

Однако невыполнение производственных планов, особенно в металлургии, высокая себестоимость продукции, простои, аварии все ещё имели место. В решениях конференции ставилась задача: обеспечить правильное использование оборудования, инструментов, сырья, материалов и топлива; проводить принцип материального поощрения старательных работников и полностью ликвидировать прогулы.

2.2. Развитие нефтяной промышленности в СССР перед войной.

         Большое внимание уделялось развитию нефтедобычи. Нефтяная промышленность была оснащена современной техникой, благодаря крупным капиталовложениям добыча нефти в 1940 году составила 31,1 млн. тонн.

         Бакинский район был основным нефтяным районом страны. Кроме того, за годы довоенных пятилеток началась разработка новых месторождений нефти и создание нефтяной базы в Урало-Волжском районе. В районах Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана добыча нефти развивалась быстрыми темпами.

2.3. Капитальное строительство в годы предвоенных пятилеток.

         В предвоенные пятилетки развернулось гигантское капитальное строительство, главным образом, в черной и топливной промышленности. Было построено около 9 тысяч крупных промышленных предприятий, из них за первую пятилетку – 1500, за вторую – 4500, за первые годы третьей пятилетки – 3000. В результате осуществления программы капитального строительства были созданы новые производственные мощности.

Производственные мощности в расчете на год

1918 - 1928

Первая пятилетка 1928 - 1933

Вторая пятилетка 1933 - 1937

Третья не оконченная 1937 – 1941

По выплавке чугуна, млн.тонн

-

4,5

7,3

2,8

По выплавке стали, млн.тонн

0,4

2,8

7,6

3,5

По производству проката, млн. тонн

0,3

1,7

7,9

2,2

По добыче угля, млн. тонн

5,6

57,0

78,4

54

По выработке электроэнергии млн. киловатт

0,7

2,8

3,6

2,8

2.4. Довоенный уровень машиностроения и металлообработки в СССР.

         Особенно важно значение приобретает машиностроение в условиях современной войны. Дореволюционная Россия имела современных орудий производства в 4 раза меньше, чем Англия, в 5 раз меньше, чем Германия, и в 10 раз меньше, чем США. Но уже накануне Отечественной войны СССР по объему машиностроения занял второе место в мире и первое в Европе.

         Валовая продукция машиностроения и металлообработки выросла в 1940 году по сравнению с 1913 годом в 35 раз, с 1929 годом – в 16 раз. В стране за годы предвоенных пятилеток была создана крупнейшая отрасль промышленности – тяжелое машиностроение, обеспечивающая оборудованием металлургическую, нефтяную и угольную промышленность, а ещё железнодорожный транспорт.

2.4.1. Станкостроение - новая довоенная отрасль машиностроения для СССР.

         Основу машиностроения, важнейшую базу технического вооружения народного хозяйства и оборонной промышленности составляет станкостроение. Одним из важных её показателей является количество производимых металлорежущих станков. В предвоенные годы увеличился выпуск наиболее прогрессивных групп станков: автоматов и полуавтоматов, шлифовальных и специальных. Накануне войны на наших заводах было освоено свыше 500 новых типов станков, тогда как в 1932 году производилось всего 40 типов станков.

2.5. Развитие химической промышленности в СССР перед Отечественной войной.

         В годы довоенных пятилеток, в СССР была создана развитая химическая промышленность. Появились такие  отрасли, которых раньше в России не было: производство синтетического каучука, пластмасс, во много раз увеличилось производство резиновых изделий. Примерно за 10 лет, в СССР было построено около 70 химических предприятий, в том числе горнохимический комбинат «Апатит», Березниковский, Горловский, Сталиногорский. Воскресенский, Невский, Константиновский азотный и Константиновский суперфосфатный заводы. Соликамский калийный и Ярославский резиноасбестовый комбинаты. Выпуск продукции химической и резиноасбестовой промышленности увеличился в 1940 году по сравнению с 1928 годом почти в 15 раз.

3. Реализация задач в стратегических отраслях промышленности и народного хозяйства в 40-е годы в СССР.

3.1. Состояние цветнаой металлургии в СССР накануне войны.

         Медь, алюминий, никель, свинец, олово, цинк, вольфрам, молибден и другие цветные металлы, в том числе металлы редкоземельной группы, необходимы для различных отраслей промышленности и обороны страны. Без них не будут работать электротехническая промышленность, машиностроение, химическое производство. Цветные металлы нужны для производства самолётов, танков, артиллерийских орудий, кораблей, боеприпасов и других видов вооружения и военных материалов.

         По производству цветных металлов царская Россия находилась на одном из последних мест в мире, выплавка меди, свинца и цинка не удовлетворяла потребностей страны. Цветные металлы ввозились в Россию из-за границы. Поэтому можно сказать, что за годы Советской власти цветная металлургия в стране была создана заново. Было освоено производство олова, никеля, алюминия, свинца, цинка и редких металлов.

         В больших масштабах велись поиски и разведка руд цветных металлов. Был построен крупный Красноуральский медеплавильный завод и начата коренная реконструкция Кировоградского и Карабашского медеплавильных комбинатов, возведен Пышминский медеэлектродный завод. Развернулось строительство крупнейших предприятий цветной металлургии: Среднеуральского и Балхашского медеплавильных заводов, Медногорского медно-серного комбината.

Построен крупнейший в Европе свинцовый завод в Чимкенте. Начали давать продукцию Челябинский и Константиновский цинковые заводы, Сихоте-Алинский свинцовый комбинат, Завод «Электроцинк» в городе Орджоникидзе.

         Разведка запасов никелевых руд на Среднем Урале дала возможность построить первый в СССР никелевый завод в Уфалее. Были разведаны богатейшие запасы никелевых руд в Советском Заполярье, на Южном Урале в Норильском районе в Казахстане, на базе которых началось строительство никелевых комбинатов.

         В Восточной Сибири стали давать продукцию оловянные комбинаты. Вступают в строй Волховский и Днепровский алюминиевые заводы. Была подготовлена сырьевая база алюминиевой промышленности на Урале. Создается промышленность редких металлов. По выпуску алюминия СССР в предвоенные годы опередил Англию, Францию, Японию и Италию.

3.1.1. Проблемы в развитии отрасли цветной металлургии.

         Однако, несмотря на большие объемы капиталовложений в развитие цветной металлургии, недостатков было много. Например, к концу второй пятилетки 1937г. уральская медная промышленность, располагавшая 16 процентами всех запасов черновой меди, давала 66% всей выплавки, а наиболее богатые меднорудные районы Казахстана всего лишь 7,4% при наличии 52,3 процентов всех разведанных меднорудных запасов страны.  Ещё, выплавка свинца и цинка в третьей пятилетке увеличилась, главным образом, за счет разработок месторождений Восточно-Казахстанской области, которая располагала 42,7 процентами запасов свинца, а выпускала его всего около 23 процентов.

Учитывая возросшие потребности народного хозяйства и оборонной промышленности в стратегическом сырье, и особенно в цветных металлах Советом Народных Комиссаров  СССР был принят ряд постановлений о строительстве рудников, фабрик и заводов на базе ресурсов Алтая. 30 января 1941 года – принято постановление об увеличении производства вольфрама и молибдена.

3.2. Увеличение стратегических и мобилизационных резервов перед Великой Отечественной войной.

С началом второй мировой войны Советское правительство принимает меры по дальнейшему увеличению государственных резервов и мобилизационных запасов: производственных мощностей, стратегического сырья, материалов, топлива и продовольствия.

Мобилизационные запасы предназначались для обеспечения армии на случай нападения врага в первый период войны, пока промышленность не перейдет на график военного производства.

В предвоенные годы особенное внимание уделялось накоплению резервов и мобилизационных запасов цветных и редких металлов, проката цветных металлов, черных металлов, нефти, угля. Были созданы мобилизационные запасы шерсти, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, кожевенного сырья и продовольствия. Созданы резервные запасы ржи, пшеницы, овса, муки и разных круп.

Накопление государственных резервов дало возможность создать соответствующие фонды продовольствия и фуража для 4 – 6 месячного обеспечения армии в военное время.

Резервы и мобилизационные запасы сыграли в дни начавшейся войны важную роль в военно-экономической перестройке всего народного хозяйства на военные рельсы.

4. Реализация задач в военно-оборонной промышленности в СССР в 40-е годы.

         Сознавая реальную опасность войны, советское правительство уделяло большое внимание оборонной промышленности и увеличению расходов на оборону.

         Учитывая опыт первых недель второй мировой войны, была поставлена задача значительного увеличения производственных мощностей военной промышленности. За полтора – два года необходимо было увеличить производственные мощности в 2- 2,5 раза как за счет строительства новых предприятий на востоке страны, так и за счет переключения мощностей других отраслей производства.

Создавались условия для быстрого роста производства принятых на вооружение новых самолётов и авиамоторов, новых видов танков. Боеприпасов, зенитной артиллерии и автоматического стрелкового оружия.

4.1.  Состояние авиастроения в Советском Союзе перед войной.

         В течение 1939 – 1940 годов авиапромышленность расширялась за счет переключения на неё заводов других отраслей. В сентябре 1939 года Комитет обороны принял постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолётных заводов». Постановление обязывало Наркомат авиационной промышленности закончить к лету 1941 года строительство и реконструкцию запланированных заводов.

Программа строительства самолётных и моторных заводов требовала создания новых агрегатных заводов производящих вооружение, радиаторы, карбюраторы, помпы, колёса, турбокомпрессоры и т.п. Эти мероприятия необходимо было проводить быстрыми темпами, так как действующие в то время агрегатные заводы не обеспечивали полностью потребностей авиапромышленности эксплуатационных нужд ВВС Красной Армии.

4.1.1. Проблемы в советском авиастроении перед войной.

Но принятые в предвоенные годы решения по развитию авиапромышленности выполнялись медленно, установленные сроки нарушались. Выпуск боевых самолётов вырос с 1939 по 1940 год на 19 процентов, но среди выпускаемых самолётов преобладали машины старых образцов.

Предприятия Наркомата авиапромышленности медленно осваивали производство новых скоростных истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, образцы которых были созданы советскими авиаконструкторами.

Новые самолеты – истребители Як – 1, МиГ – 3 и бомбардировщики – Пе – 2 стали выпускаться лишь в 1940 году и в очень малом количестве.

Только к середине 1941 года наша авиапромышленность перестроилась, а её производственная база была подготовлена к серийному выпуску новых самолётов.

4.2. Задачи танкостроения и артиллерии в СССР перед Отечественной войной.

В годы предвоенных пятилеток, в СССР была создана новая танковая промышленность, которая снабжала Красную Армию бронированной техникой.

С началом второй мировой войны во всех капиталистических странах быстро развивалась бронетанковая техника. Значительная часть танков, находившихся на вооружении нашей армии. По своим тактико-техническим характеристикам уже перестала отвечать требованиям современной войны. Поэтому перед советскими военными конструкторами была поставлена задача – создать такие танки, которые по своим боевым и техническим качествам были бы лучше заграничных.

Эта задача была решена. Но освоение новых танков промышленностью и их серийное производство началось незадолго до нападения Германии на СССР.

Машины новых типов – КВ и Т-34, значительно превосходившие по своим качествам немецкие, в 1939 году не производились, а в1940 их было выпущено немного. Только в первом полугодии 1941 года выпуск новых танков заметно увеличился.

Только с началом второй мировой войны и в связи с угрозой нападения были проведены мероприятия по увеличению производства артиллерийского и стрелкового вооружения. Однако в производстве артиллерии и минометов имелись крупные недостатки. Минометы выпускались преимущественно 50-мм, оказавшиеся малоэффективными на поле боя.

4.3. Ошибки руководства или преступление тех, кто реализовывал задачи военной промышленности в СССР накануне войны.

Опыт советско-финской войны и войны в Западной Европе показал возросшее значение новейшей военной техники: самолётов, танков, автоматического оружия.

Однако принятие на вооружение новых образцов и их внедрение в производство в Советском Союзе протекали недопустимо медленно. Руководящие работники Народного комиссариата обороны не поняли настоятельной необходимости оснастить Вооруженные Силы СССР новейшей военной техникой и не смогли разобраться в представленных на их рассмотрение образцах. В этом, а также в других серьезных ошибках и упущениях было виновато, прежде всего, руководство Народного комиссариата обороны и Генерального штаба. Заместители  наркома Г.И. Кулик, Л.З. Мехлис и Е.А. Щаденко, которым была специально поручена работа по оснащению Вооруженных Сил новой техникой, снимали с производства старые образцы, но подолгу не решались одобрить новые. В результате вплоть до начала Великой Отечественной войны производство автоматов не было развернуто.  Г.И. Кулик доказывал, что автоматы не имеют никакого значения для войны, что это – «оружие полиции». Неоднократно признавая на авторитетных совещаниях свою вину, он говорил: «Отсутствие автоматов в войсках – результат моей ошибки, я в этом повинен, но обязуюсь коренным образом выправить положение». Эти свои обещания Кулик так и не выполнил.

Почти до самого начала войны руководство Народного комиссариата обороны не имело твердого мнения в отношении танков КВ и Т-34, хотя они уже были приняты на вооружение. По этой причине задерживалось освоение промышленностью танков новых образцов. Резко сократился выпуск пушечной артиллерии, а 76-мм дивизионная пушка была снята с производства. Серьезно отставало от требований современной войны производство противотанковой и зенитной артиллерии. Сократился выпуск пулеметов.

За годы предвоенных пятилеток была создана промышленная база для производства боеприпасов. Выпуск боеприпасов для артиллерии и стрелкового оружия увеличивался. Однако промышленность, производящая боеприпасы в предвоенные годы не обеспечивала потребностей армии. Это отставание становилось все больше по мере увеличения боевого состава артиллерии в Красной Армии, который к 1941 году возрос по сравнению с 1938 почти вдвое. Соответственно возросла потребность в снарядах. Наращивание же мощностей по производству снарядов и патронов отставало от наращивания мощностей по производству вооружений. В связи с этим, был принят план строительства новых заводов, реконструкции существующих и приспособления невоенных заводов к производству элементов выстрела (снарядные корпусы, взрыватели, средства воспламенения, гильзы, пороха и взрывчатые вещества).

5. Состояние и развитие транспортной инфраструктуры в СССР накануне войны.

За годы довоенных пятилеток на базе политики индустриализации все виды транспорта СССР, особенно железнодорожный, подверглись коренной реконструкции. Протяженность железных дорог к началу 1941 года составила 106,1 тысячу километров против 58,5 тысяч километров в 1913 году.

За годы Советской власти был построен ряд железнодорожных линий:

  • для усиления связи центра с Донецким угольным бассейном проложена магистраль Москва - Донбасс;
  • линия, связывающая Урал с Поволжьем и Центром это Москва – Свердловск, Горький – Котельнич;
  • на востоке страны железнодорожные линии связали кузнецкий уголь с уральской рудой Курган – Свердловск, Новосибирск – Ленинск Кузнецкий, Акмолинск – Карталы;
  • постройка Туркестано-Сибирской дороги позволила соединить два богатейших края – Сибирь и Среднюю Азию.

Одновременно с расширением сети железных дорог проводилась техническая реконструкция железнодорожного транспорта.

За время Советской власти был заново создан автомобильный транспорт. Если в 1913 году в нашей стране было всего 8 тысяч автомобилей иностранных марок, то в 1940 году на базе развития отечественного автомобилестроения имелось свыше 800 тысяч машин. Вместе с ростом автопарка расширялась дорожная сеть.

5.1. Проблемы транспортной инфраструктуры в 40-е годы в СССР.

Но, все-таки, в СССР накануне войны узким местом была слабая пропускная способность железных дорог, в особенности тех, которые проходили к западу от старых границ Советского Союза. В пределах Западной Украины имелось шесть железнодорожных направлений с восемью колеями и общей пропускной способностью 168 пар поездов в сутки. Железные дороги Прибалтики обладали низкой и неравномерной пропускной способностью. Станции на участке близ границ Восточной Пруссии не были приспособлены для массовой выгрузки войск.

К началу Отечественной войны техническая реконструкция транспорта полностью завершена не была. На некоторых дорогах, особенно на Урале и в Сибири, имелось несоответствие между мощностью железнодорожного полотна и нагрузкой на него.

6. Кадровый вопрос социалистического производства в 40-е годы в СССР.

В работе социалистической промышленности и транспорта в предвоенные годы имелись существенные недостатки, обусловленные невысоким уровнем производственной культуры.

Борьба за трудовую дисциплину приобрела особое значение в 1939 – 1941 гг. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Увеличение продолжительности рабочего дня в условиях, когда война приближалась к границам Советского государства, и борьба с летунами, прогульщиками и другими дезорганизаторами производства были важной мерой дисциплинарного воздействия. Однако правительство рассматривало увеличение рабочей недели и рабочего дня как меру временную, вызванную военной угрозой.

Увеличение объема производств поставило перед хозяйственными службами новые задачи в деле организованного набора рабочей силы для предприятий и строек. Несмотря на постоянный рост числа рабочих, ежегодно привлекаемых в народное хозяйство по организованному набору, их не хватало. В 1937 году промышленность, строительство и транспорт недополучили по плану набора более 1200 тысяч рабочих, в 1938 году – 1300 тысяч, в 1939 – 1500 тысяч рабочих.

2 октября 1940 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О Государственных трудовых резервах», который устанавливал новую систему организованной подготовки рабочих из городской и сельской молодежи. Создание системы государственных трудовых резервов обеспечило в значительной степени промышленность, транспорт, строительство постоянным квалифицированным пополнением.

7. Советское сельское хозяйство – стратегический фактор обороноспособности страны.

Наряду с индустриализацией необходимым условием организации военного хозяйства страны является бесперебойное снабжение армии и населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем. От объема сельскохозяйственного производства и его товарности зависит снабжение армии продовольствием и обмундированием, а также работа многих отраслей промышленности производящих вооружение и снаряжение.

В предвоенные годы промышленность Советского Союза дала сельскому хозяйству для его технического перевооружения много тракторов, комбайнов, автомобилей. Энергетическая мощность сельского хозяйства увеличилась с 23,9 млн. лошадиных сил на начало 1917 года до 47, 5 млн. на начало 1941 года. Оснащение сельского хозяйства новой техникой и развитие его энергетической базы дали возможность осуществить механизацию основных сельскохозяйственных работ. Массовое внедрение новой техники вызвало появление новых профессий в колхозах: трактористов, Комбайнеров, механиков, машинистов, слесарей, электриков, связистов и др. основная масса механизаторских кадров была сосредоточена в МТС и совхозах. За годы пятилеток улучшилась машинная обработка земли, больше стало применяться удобрений, развилось семеноводство и расширились площади сортовых посевов.

7.1. Решение проблем – новое раскулачивание в 40-е годы в СССР.

Несмотря на все успехи, зерновая проблема в стране все ещё не была решена. По этой причине отставало и животноводство. К началу 1941 года поголовье крупного рогатого скота не достигло уровня 1916 года.

Виноватых в кризисных явлениях хлебо  и  мясозаготовок, по традиции, находят на местах.  В связи с этим правительство решает усилить меры по охране общественных земель колхозов от разбазаривания. 27 мая 1940 года по этому поводу было принято совместное постановление ЦК партии и СНК, осудившее антипартийную и антигосударственную практику нарушений Устава сельскохозяйственной артели.

По мнению руководителей, в некоторых областях практиковалось незаконное расширение приусадебных участков колхозников за счет общественных земель колхозов. Это вело, говорилось в постановлении, к подрыву общественных хозяйств, и к усилению частнособственнических элементов и рваческих тенденций у отдельных лиц.

Постановление обязывало в кратчайший срок привести приусадебные участки колхозников в точное соответствие с размерами, установленными Уставом сельскохозяйственной артели. В народе эти мероприятия назвали «новым раскулачиванием», поскольку меры, применявшиеся для выполнения постановления, носили репрессивный характер.

8. Легкая и пищевая промышленность в СССР накануне войны.

Накануне Великой Отечественной войны происходил дальнейший рост легкой и пищевой промышленности СССР, снабжающей население и армию предметами потребления.

Консервная промышленность в состоянии была снабдить армию и население разнообразной продукцией, способной заменить все виды неконсервированных продуктов, кроме хлеба, что было стратегической проблемой на случай войны.

Несмотря на высокие темпы развития пищевой промышленности, производство таких важных для населения продовольственных товаров, как мясо и рыба, отставало от растущих потребностей. Это сказывались недостатки в развитии животноводства и рыбной промышленности в преддверии войны.

Итак.

Достижения советских людей во всех отраслях экономики поражают. За двадцать с небольшим лет Советской власти, героическим трудом народа, создан огромный экономический потенциал. Построена мощная индустриальная база страны, вновь созданы целые отрасли экономики и реализованы масштабные инфраструктурные проекты.

Однако Советское государство было ещё очень молодо. За время стремительной гонки за развитыми капиталистическими странами было сделано много ошибок, потеряно много человеческих жизней, часто решая одну проблему, власть создавала две новых.

И все-таки веря в правоту выбранного пути, построения социализма, наш народ побеждал и в труде и в войне.