Форсирование Днепра. 26 августа – 30 сентября 1943 года.

Форсирование Днепра. 26 августа – 30 сентября 1943 года.

Форсирование Днепра. 26 августа – 30 сентября 1943 года.

Задачи Красной Армии при наступлении на Днепре. Оборонительные задачи немецко-фашистской армии на Днепре. Техническая сторона организации наступления Красной Армии на Днепре. Задачи Восточного фронта. Букринская переправа. Создание Букринского плацдарма. Создание Лютежского плацдарма. Как форсировали реку танки. Днепровская переправа Центрального фронта. Участие партизан в форсировании Днепра. Форсирование Днепра частями Степного фронта. Результат Днепровской операции.

                 В двадцатых числах сентября в результате наступления советских войск на запад, на  левом берегу Днепра сосредоточились: Степной фронт в количестве 547 тысяч человек, Юго-Западный – 480 тысяч, Южный – 311 тысяч. Всего – 1 миллион 300 тысяч человек, такова была численность советских войск на подступах к Днепру.

1. Задачи Красной Армии при наступлении на Днепре.

Целый месяц с момента окончания Курской битвы части Красной армии преследовали отступающего неприятеля. Гнали с тяжелыми боями, теряя людей и выбиваясь из сил. Батальоны редели, тылы отставали — иногда на 200 километров. Из-за нехватки горючего пехотные части зачастую наступали без техники.

Не дать противнику закрепиться на правом берегу Днепра, с ходу форсировать эту мощную водную преграду, создать плацдарм для наступления на Правобережной Украине – такая задача стояла перед советскими войсками. Решению её были подчинены все усилия советских фронтов, наступавших на Левобережной Украине. От войск, уже в течение длительного времени ведших напряжённые бои, требовалось свершение нового подвига. Форсировать Днепр с ходу, чтобы не дать немцам времени укрепить оборону и подтянуть свежие резервы. Как вспоминал впоследствии маршал Жуков, «для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей».

Зная, какие большие надежды возлагает немецко-фашистское командование на водный рубеж Днепра, Ставка Верховного Главнокомандования ещё в начале сентября указала на необходимость форсирования его с ходу и захвата на правом берегу плацдармов, которые позволили бы развернуть силы для наступления на Правобережной Украине.

Г.К. Жуков на командном пункте

Верховный Главнокомандующий требовал скорее отбросить немецкие соединения с занимаемых ими рубежей фронтальными ударами. Обосновывалось это тем, что, по данным разведки, немецкие войска готовили оборону на линии реки Нарва, Псков, Витебск, Орел, по рекам Сож, Днепр и Молочная.

2. Оборонительные задачи немецко-фашистской армии на Днепре.

Немецким войскам был отдан приказ прочно удерживать занимаемые рубежи, любой ценой остановить наступление советских войск и сохранить за собой важнейшие экономические районы.

Одновременно немецкое командование разработало план обороны, предусматривавший создание от Балтийского до Черного моря хорошо укрепленного рубежа — «Восточного вала», который проходил севернее Чудского озера, по р. Нарва, восточнее Пскова, Невеля, Витебска, Орши, далее через Гомель, по рекам Сож и Днепр в его среднем течении и по р. Молочная.

«Восточный вал» должен был, по замыслу германского руководства, стать непреодолимым барьером для Красной Армии и остановить ее продвижение на запад. «...Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его...», — заявил Гитлер на одном из партийных совещаний в Берлине, после того как Красная Армия, одержав победу под Курском, широким фронтом развернула наступление на запад.

3. Техническая сторона организации наступления Красной Армии на Днепре.

Исключительное значение, в условиях стремительного наступления, приобретала работа тыловых органов и учреждений, обеспечение войск боеприпасами, горючим, продовольствием и обмундированием. Важна была организация медико-санитарного обслуживания.

 Медсёстры

 Кашевар

Многое делалось для ремонта железных и шоссейных дорог. Не только Воронежскому, но и другим наступающим фронтам срочно требовалось увеличить поставку горючего, боеприпасов, вооружения, техники. Растянутые в результате быстрого продвижения войск коммуникации тормозили наступление.

Главной проблемой при выполнении задачи, стала нехватка понтонов и других переправочных средств у советских передовых полков и батальонов и отсутствие у них опыта форсирования такой мощной водной преграды. Добавим немецкую авиацию, которая буквально висела над головами красноармейцев, сея смерть на воде и на берегу.

Исключительную самоотверженность проявили инженерные части и подразделения. Наступавшие с передовыми войсками. Они сооружали гати через болота и трясины на подходах к Днепру, наводили переправы через реку, строили плоты и паромы. Сапёры перевозили на лодках и плотах первые группы воинов на правый берег.

Днем в таких условиях форсировать Днепр — верная гибель. Поэтому переправлялись ночью, на подручных средствах вроде самодельных лодок или плотов, на которых перевозили легкие пушки. 

 как переправить пушку

Если солдат с оружием, гранатами, саперной лопаткой, в шинели и кирзовых сапогах падал в воду, температура которой в это время не превышала +5…+6 °С, он, как правило, уже не выплывал: ноги сводила судорога, а тяжесть амуниции тянула на дно. Поэтому важной задачей командования фронтов было сбережение личного состава.

4. Задачи Восточного фронта.

Напряжённую деятельность развернул Военный  совет Воронежского фронта, соединения которого сражались на важнейшем, киевском направлении против крупной вражеской группировки. Войскам этого фронта предстояло не только преодолеть Днепр и захватить плацдармы на его правом берегу, но и осуществить вслед за этим ответственную операцию – освободить столицу Украины Киев.

Не смотря на все усилия командования по техническому обеспечению, в полосе наступления Воронежского фронта складывалась сложная обстановка. В ходе преследования противника войска растянулись на большую глубину, артиллерия из-за нехватки горючего отстала, тяжёлых переправочных средств не было.

Между тем противник, хотя и понёс значительные потери, сумел переправить свои войска через Днепр и занять оборону на правом берегу.

Командование фронтов,  и координировавший действия фронтов маршал Советского Союза Г.К. Жуков, понимали, что любое промедление с форсированием позволит гитлеровцам превратить высокий западный берег Днепра в неприступную крепость. И потому придавали важнейшее значение захвату на нем как можно большего количества плацдармов.

4.1. Букринская переправа.

22 сентября форсирование реки в букринской излучине начали передовые части 3-й гвардейской танковой армии. Одной из первых здесь должна была переправиться на правый берег рота автоматчиков. Четверо добровольцев – В.Н. Иванов, Н.Е. Петухов, В.А. Сысолятин и И.Е. Семёнов, перебравшиеся на правый берег, открыли огонь, отвлекая противника, чтобы дать возможность оставшимся на левом берегу бойцам переправиться без потерь.

Так отделение за отделением, взвод за взводом переправилась вся рота. Одновременно с автоматчиками, через Днепр переправилась группа партизан в  составе 120 человек. Стремительной атакой бойцов и партизан гитлеровцы были выбиты из села Григоровка.

А через Днепр тем временем переправлялись новые группы бойцов. И когда днём фашистская авиация стала неистово бомбить район переправы, советские подразделения уже зацепились за маленький клочок земли и встали насмерть. Так было положено начало созданию важного для последующих боёв плацдарма в букринской излучине Днепра.

4.2. Создание Букринского плацдарма.

Командование Воронежского фронта поставило войскам задачу расширить плацдарм в букринской излучине. Здесь намечалось развернуть главные силы фронта и перейти в наступление.

Букринская излучина

Отражая яростные атаки врага, армии Воронежского фронта медленно наращивали свои силы на правом берегу Днепра. 27 сентября командующий фронтом решил ввести в сражение на плацдарме 27-ю армию под командованием генерал-лейтенанта С.Г. Трофименко, находившуюся во втором эшелоне. Врагу удалось определить направление главного удара, и он стремительно контратаковал части 27-й армии, тем самым заставив ещё не успевшую сосредоточиться армию, втянуться в тяжелейшие бои. Борьба в букринской излучине приняла крайне ожесточённый характер. Обе стороны несли большие потери.

Жаркие бои разгорелись и в воздухе.

Рота, воздух!

Немецкая авиация группами в 40-50 самолётов непрерывно бомбила переправы и войска на плацдарме. Советские лётчики отражали атаки и усиливали удары по немецко-фашистским войскам. Командир 48-го танкового корпуса генерал Кнобельсдорф писал, что только ночью с 9 на 10 октября «в течение полутора часов русские лётчики сбросили на Малый Букрин 600 бомб. Это было неизвестное ранее массированное применение русскими авиации».

В борьбе за удержание букринского плацдарма помощь войскам оказывало местное население.

Пртизанский отряд

Для переправы войск и боевой техники на плацдарм нужно было срочно построить мост через Днепр юго-западнее населённого пункта Козинцы. Командование обратилось к местному населению за помощью. На строительство пришли 2 тысячи добровольцев. Стройка развернулась под непрерывным огнем дальнобойных орудий и авиационной бомбёжкой противника. Но, несмотря на большие потери, сапёры и местное население не прекращали работу. Общими героическими усилиями мост длиной в 700 метров был построен за 11 дней.

4.3. Создание Лютежского плацдарма.

В то время как войска, наступавшие в центре Воронежского фронта, вели бои за удержание и расширение плацдарма в букринской излучине, соединения 38-й армии, действовавшие на правом крыле фронта, приступили к форсированию Днепра севернее Киева, в районе Лютежа.

 Первая попытка была предпринята в ночь на 26 сентября. Однако к этому времени противник, имевший в районе Киева 12 дивизий, успел организовать оборону по правому берегу Днепра, и преодолеть реку советским частям не удалось. На следующий день соединения 38-й армии решили снова форсировать реку. Одной из первых успешно переправилась группа 25 человек под командованием старшего сержанта П.П. Нефёдова.

Уже к рассвету советские воины крепко зацепились за обрывистый берег, надёжно окопались и подготовились к отражению врага. Как и следовало ожидать, противник с утра начал непрерывные контратаки, пытаясь сбросить в реку горстку смельчаков. 20 часов отражали вражеские атаки советские бойцы. Поддержанные огнём артиллерии с левого берега, они  устояли, а на следующую ночь к ним подошло подкрепление. Храбрые солдаты положили начало созданию лютежского плацдарма, сыгравшего  впоследствии решающую роль при освобождении Киева.

Как форсировали реку танки.

На помощь 38-й армии, которая вела тяжёлые бои за лютежский плацдарм, спешили танки 5-го гвардейского танкового корпуса под командованием генерал-лейтенанта А.Г. Кравченко. Путь к Днепру танкистам преграждала Десна, широкая, с неровным руслом и сильным течением. Чтобы преодолеть её, нужны были паромы или мосты, на постройку которых не было времени. Решено было переправлять танки по дну реки.

3 октября, с помощью местных жителей был выбран участок реки для переправы. Глубина брода в два раза превышала глубину, допустимую при переправе танков Т-34.

Танкисты тщательно готовились к этой небывалой переправе. Все щели, люки, жалюзи танков задраивались паклей с солидолом или смолой и промасленными ковриками. Доступ воздуха обеспечивался через люки башни, а выход выхлопных газов – через брезентовые рукава, которыми удлинили выхлопные трубы.

Брод был обозначен двумя рядами вех, движение танкистов по этому «коридору» осуществлялось на первой передаче. Механики-водители вели танки вслепую, выполняя команды своих командиров, которые сверху из башен определяли направление. Вода проникала в танки, лилась на водителей, поднималась до сидений и выше, попадала в моторные отделения, но сильные вентиляторы выдували её вон, и казалось, что невиданные чудища плывут по реке, фонтаном выбрасывая воду.

За восемь часов было переправлено более 60 танков. Лишь в трёх танках на середине реки заглохли двигатели, и машины вытаскивали при помощи буксиров. Всё танковое соединение успешно проделало невиданный марш через Десну.

В итоге напряжённых боёв войска Воронежского фронта захватили на правом берегу Днепра девять плацдармов. Из них два – букринский и лютежский – были наиболее крупными.

5. Днепровская переправа Центрального фронта.

Севернее Киева на участке Мнёво – устье реки Припять, первыми форсировали Днепр войска 13-й армии Центрального фронта, которой командовал, генерал-лейтенант Н.П. Пухов. Переправа началась на рассвете 22 сентября. Сначала преодолели реку под огнём противника стрелковые подразделения, используя для переправы плоты из брёвен и бочек, рыбацкие лодки. С первыми подразделениями пехоты переправилась часть полковой, противотанковой артиллерии и миномётов.

Дивизионная артиллерия и артиллерия РВГК в это время прикрывала переправу огнём с левого берега. К исходу дня советские части прочно овладели плацдармом на правом берегу. На следующий день они продвинулись на запад от Днепра на 35 километров. Противник подтянул сюда части четырёх танковых дивизий и яростными атаками безуспешно пытался сбросить советские войска с высокого правого берега.

Южнее 13-й армии в районе Дымер успешно форсировали Днепр войска 60-й армии. К исходу дня 30 сентября они овладели плацдармом на его правом берегу от устья Припяти до реки Тетерев. Этот плацдарм имел по фронту 20 километров и в глубину 12 километров.

Участие партизан в форсировании Днепра.

Войскам 13-й и 60-й армий активную помощь оказывали украинские партизаны. Ещё 19 сентября они захватили три переправы через Днепр у села Теремцы и, и несмотря на атаки гитлеровцев, удерживали их до прихода советских войск.

штаб партизан

Партизаны черниговского соединения имени М.М. Коцюбинского захватили и оборудовали до подхода частей Красной Армии шесть переправ через Днепр в полосе наступления 13-й армии. Партизаны оказывали помощь советским войскам в постройке дорог через леса и болота, вместе с ними сражались за плацдармы на правом берегу. Партизанские отряды имени Н. А. Щорса, имени М.М. Коцюбинского, имени К.Е. Ворошилова, отряд «Победа» помогали форсировать Днепр, вели разведку в направлении движения советских войск, обеспечивали проводниками передовые части дивизий.

партизанский отряд

6. Форсирование Днепра частями Степного фронта.

Южнее Воронежского фронта Днепр форсировали войска Степного фронта. До этого они в течение августа и первой половины сентября с тяжёлыми боями прошли от 200 до 300 километров. Ещё в ходе наступления войска Степного фронта энергично готовились к форсированию Днепра. По мере выдвижения соединений фронта к реке командиры и штабы намечали районы возможного форсирования. Одновременно принимались меры к сосредоточению переправочных средств.

переправа техники

С этой целью был организован сбор подручных переправочных средств. Преследуя врага, войска подбирали и везли с собой всё, что могло пригодиться при переправе. На повозки и автомашины были погружены пустые бочки, старые лодки и даже двери от разрушенных домов. Такая запасливость в дальнейшем сослужила добрую службу при форсировании Днепра.

Одними из первых форсировали Днепр войска 7-й гвардейской армии. На подручных переправочных средствах её передовые отряды в ночь на 25 сентября стали переправляться на правый берег. К утру за Днепром находился авангард армии, ввязавшийся в бой за удержание и расширение занятого плацдарма.

В это время, использую дымовые завесы, форсировали реку остальные соединения. В результате за пять дней был создан 25 километровый плацдарм по фронту, и в глубину составлявший 15 километров.

По мере выхода к Днепру другие армии Степного фронта с ходу форсировали на  любых подручных средствах. К 30 сентября войска фронта очистили левый берег Днепра на участке от Кременчуга до Днепропетровска и захватили плацдарм на правом берегу.

7. Результат Днепровской операции.

Войска правого крыла Юго-Западного фронта, выйдя в конце сентября к Днепру севернее Запорожья, также форсировали реку. Первыми на этом фронте стали соединения 6-й армии под командованием генерал-лейтенанта И.Т. Шлёмина. Захватив небольшие плацдармы, войска Юго-Западного фронта продолжали решительную борьбу за их удержание и расширение.

Таким образом, в результате наступления взаимодействовавших между собой четырёх фронтов был, достигнут, стратегический успех. На правом берегу Днепра было создано 23 плацдарма для дальнейшего выполнения плана освобождения Киева и Правобережной Украины.

Ни одна армия в мире не форсировала столь мощный водный рубеж с ходу, без предварительной подготовки, и на таком широком фронте.

Захват Красной Армией плацдармов на правом берегу Днепра резко ухудшил положение противника и нарушил все его планы стратегической обороны. Становилось очевидным, что сражение за Днепр немецко-фашистская армия проиграла.

 

 

 

.