О "золотом веке Киева" и первых князьях христианах. Часть 2.

О "золотом веке Киева" и первых князьях христианах. Часть 2.

О "золотом веке Киева" и первых князьях христианах. Часть 2.

 

Здравствуйте с вами Светлана Карабанова и продолжение нашего разговора об истории всерьез, но простыми словами.
В первой части мы вели речь о великой роли Святого равноапостольного князя Владимира Святославича в истории России.
         Пришло время поговорить о князе Ярославе Владимировиче, прозванном Мудрым и выяснить, в чем заключалась мудрость его долгого великого княжения в Киеве?

 

1. Ярослав Мудрый великий киевский князь 1019 - 1054 гг.

 

1.1.Детство Ярослава.

      Он был третьим сыном  князя Владимира и Рогнеды. Как и другим детям, ему мало внимания уделялось со стороны отца. Совершенно равнодушный к детям, Владимир чаще был в походах, собирал земли, покорял непокорных, а дети его росли без ласки и любви, все разные от разных матерей, объединенные одним лишь отцом. Ярослав не знал их никого, он постоянно находился возле матери. Ему нужна была её помощь как никакому другому из сыновей  - он родился с увечьем, обе его ноги были вывихнуты от рождения и совершенно не слушались. Его порой охватывало отчаяние на свою несчастливую судьбу, и тогда Рогнеда, стараясь отвлечь маленького князя, занимала его рассказами. Это были невеселые повести о нападении Владимира на княжество её отца -  полоцкого князя Рогволда, об убийстве её семьи и насилии над ней. О вероломном нападении на князя Ярополка. О своей ненависти к мужу развратнику все множившему число своих  жен и наложниц. Под эти рассказы маленький Ярослав все больше проникался злостью к собственному отцу, отчаянно жалел мать и погибших её братьев и отца.
         Прикованный к постели маленький князь очень рано научился грамоте и счёту. С четырех лет  Рогнеда приставила к Ярославу учителей болгарских и греческих, варяжских  и латинских. Они учили его языкам и географии, истории и естествознанию. В дальнейшем у Ярослава  на службе будут придворные астрологи и алхимики, да и сам князь будет сведущ в этих науках.
        Несколько позже в жизни Ярослава появился Будий - пестун (воспитатель). Вопреки средневековой традиции, когда детей великого князя воспитывают опытные старые воеводы, Будий был молод, силен и полон энергии. Он - то и задался целью поставить маленького князя на ноги. Массаж, сгибание и разгибание ног по множеству раз, травяные припарки и растирания и снова упражнения. Ярослав уставал, испытывал боль и от отчаяния кричал и грозил "лекарю": "Вот вырасту, велю срубить тебе голову, будешь тогда знать".  И чудо случилось. В ту ночь приехал князь Владимир и объявил Рогнеде, что имеет теперь новую жену и новую веру, а всех прошлых жен отпускает. Ей же, Рогнеде, предлагает выбрать нового мужа из числа его вельмож. На новое унижение Рогнеда отвечала: "Была царицей и не хочу быть рабыней никому на земле, лишь богу одному!" В отчаянии и обиде за мать восьмилетний Ярослав оттолкнулся руками от постели и встал. Встал впервые, так как это делают здоровые люди. К собственному изумлению и удивлению матери с этого момента он начинает учиться ходить. Его походка останется особенной, немного неуклюжей, но эта поступь оставит важнейший след в истории Русского государства.

 

1.2. Вторая междоусобица на Руси.

         15 июля 1015 г. умер великий князь киевский Владимир Святославич и в борьбе за великое княжение снова "зазвенели мечи". По средневековой традиции старший из сыновей занимал престол оставленный отцом. Это был "закон русский" т.е. система обычаев и правил не оформленная письменно. Старшим из  родных сыновей  Владимира и Рогнеды был тридцати пятилетний князь Изяслав. Он княжил в Полоцке в родовом замке матери и к киевскому княжению не стремился. Совсем другие цели были у князя Святополка, приемного сына Владимира. Святополк всю жизнь ненавидел отчима. Он прекрасно знал историю своего  отца Ярополка и считал Владимира убийцей и узурпатором власти в Киеве. Свое отношение к Владимиру и его сыновьям он не скрывал, поэтому постоянно находился под бдительным надзором и даже побывал в тюрьме. Конечно, его целью был престол и власть во всем государстве. 
        Однако симпатии киевлян были на стороне младших сыновей Владимира - Бориса и Глеба. Оба брата воспитанные в христианской святости и почтении к старшим, они не оказали сопротивления убийцам посланным Святополком. Их гибель стала трагедией и символом непротивления злу. Они первыми вошли в череду русских святых канонизированных русской православной церковью, а Святополк навсегда получил прозвание Окаянный. Следующей жертвой Святополка станет Святослав древлянский.
       Ярослав понимает, какая угроза нависла над ним и его братьями. Он решает не ждать беды и выступить первым против сводного брата. В первой битве ранней зимой 1016 г. в дружине киевлян во главе со Святополком участвовали печенеги, а на стороне Ярослава кроме новгородцев проверенные воины  - варяги. Победа Ярослава была полной и сокрушительной. Святополк бежал в Польшу за помощью к королю Болеславу. Он еще вернется в Киев и Ярослав уступит ему столицу, но нелюбовь жителей к нему была слишком велика. Вторая битва  дружины Ярослава с войском Святополка, в котором теперь ядро составляли поляки, произошла в 1019 г. на реке Альте, там, где злодейски был убит юный князь Борис. Победа Ярослава была полной и окончательной. Судьба Святополка трагична, скитаясь по европейским дворам, он лишился рассудка и умер.  А для Ярослава началось долгое - 35 летнее и славное великое княжение.                             


1.3. "Русская Правда" Ярослава Мудрого.

 

        Слово "правда" в древнем значении имело непривычное для нас прочтение - закон, устав. Историки и сейчас продолжают изучать исторический документ "Русская Правда" - как истинное свидетельство жизни наших предков XI- XIII вв. Всего найдено больше ста переписанных от руки экземпляров "Русской Правды". Самый первый документ первого писаного свода законов на Руси датируется 1280 годом и является бесценным сокровищем. О чем же рассказывает нам "Русская Правда"?


1.3.1. Во-первых, речь идет о хозяйстве и имущественных отношениях наших предков:


- Главным занятием общинников крестьян остается земледельческий труд и скотоводство, поэтому; 
-- За потраву (порчу) чужого поля и посевов с виновника взимался высокий штраф (вира), если виноват был такой же общинник. Князь и княжеские люди за подобный поступок ответа не держали;
-- За кражу коровы, козы, овцы или барана вор, если был пойман, возвращал имущество и платил штраф в княжескую казну.
-- Строго наказывали за охоту в княжеском или боярском лесу, высокие штрафы были за кражу лебедя, журавля, утки, а уж за похищение сокола можно было поплатиться и жизнью;
-- Не менее строго карали конокрадов.

 

1.3.2. Во-вторых, к второй половине XI века свободные крестьяне - общинники все больше попадают в зависимость от знатных людей:


-- Целые общины  жаловали (отдавали) княжеским наместникам в "кормление",  чтобы обеспечивать княжеского сына или боярина всем необходимым в чужом краю, куда он был откомандирован;
-- Случалось, что сами крестьяне просили  князя или боярина стать их покровителем и защитником т.е. господином;
-- Воли лишавшись и те поселения, что смели бунтовать, например, сопротивляться сбору дани.

 

1.3.3. В-третьих, "Русская Правда" рассказывает о социальном разделении русского общества:


Свободные;
-- Князья и бояре, это свободные люди представители господствующего слоя населения. Князья, это разросшаяся династия князей, их детей и родственников "от Рюрика", --- Бояре - дружинники, конечно, не все, а близкие князю, прославившиеся подвигами и победами.
Зависимые;
-- Смерды это зависимые крестьяне, чьи общины стали собственностью, а в дальнейшем вотчиной (наследственным владением) боярина или князя;
-- Закуп зависимый наполовину это, взявший долг - купу у господина. С долгом было не так - то легко расплатиться и закуп все больше попадал в кабалу, рискуя полностью лишиться свободы;
-- Рядович, заключивший ряд - договор с господином. Как правило, человек грамотный и потому умеющий избежать холопства. Чаще всего это тиуны (управляющие той или иной частью княжеского хозяйства) ключники, конюшенные, толмачи (переводчики).


-- Большее внимание уделяет "Русская Правда" холопам:
-- Холопство, это форма полной зависимости от господина. Жизнь холопа - оценивалась в 5 гривен - это размер штрафа за убийство, а поскольку в то неспокойное время душегубства случались часто, то о суммах штрафа "Русская Правда " рассказывает подробно, например, за сельского старосту штраф - 12 гривен, за слугу боярина - 40. 
-- Однако "холоп холопу рознь". Князья больше доверяли, тому кто полностью от них зависел и поэтому, случалось, что холопам доверялись важнейшие дела - управление хозяйством(тиуны), забота о продовольственных запасах (ключник), забота о жилище и подворье (огнищанин),  жизнь таких холопов оценивалась в 80 гривен. Как не удивительно, но были и такие холопы, у которых были свои холопы.

 

1.3.4 . В-четвертых, в-пятых и в-шестых.

        От "Русской Правды" к нам пришло слово уголовник, уголовный, поскольку пострадавший в законе назывался "голова", а преступник "головник".
        В "Русской Правде еще допускается "кровная месть" за ближайших родственников.
        А еще "Русская Правда" как доказательство вины или невиновности разрешает использовать "суд божий". Это жестокое испытание раскаленным железом или кипящей водой, когда обвиняемый, чтоб доказать свою невиновность должен был взять в руки раскаленное железо или вынуть из кипятка голой рукой мелкий предмет и не получить серьезных увечий. А, что поделать? Дикие нравы.

 

1.4. Итоги правления Ярослава Мудрого.


       Великий князь Ярослав Владимирович не стал героем былин и сказаний, история  сохранила память о нем как о крупном государственном деятеле при котором Русь стала поистине великой державой с которой соседние государства предпочитали не ссориться, а дружить.

 

1.4.1. Итоги внешней политики.

- Был достигнут мир с Польшей, скрепленный двумя династическими браками: польский король женился на сестре Ярослава - Марии Добронеге, а старший сын Изяслав взял в жены польскую принцессу;
- Швеция и Норвегия  стали союзниками и друзьями Русского государства. Союз был скреплен династическими браками, сам Ярослав женился на шведской принцессе и младшую дочь выдал замуж за норвежского короля;
- В 1036 г. Киевские дружины нанесли такое сокрушительное поражение печенегам, что после него набеги на русские земли прекратились;
- В 1046 г. после долгого противостояния был заключен мир с Византией и возобновились дружеские отношения, скрепленные браком Всеволода Ярославича и дочери императора Константина Мономаха;
- Все дети Ярослава были женаты или выданы замуж за иноземных принцев и королей. в том числе старшая дочь - Анна стала женой французского короля Генриха
I и королевой Франции.

 

1.4.2. Итоги внутренней политики.

- Великий князь Ярослав - усилил "вертикаль власти" рассадив в крупных городах своих сыновей и потребовав от них беспрекословного подчинения.
- Для установления порядка и законности в государстве будет распространяться "Русская Правда" первый писаный свод законов на Руси.
- укрепляясь на западных рубежах и на Волге, Ярослав основал города - Юрьев (сейчас Тарту) и Ярославль.
- При Ярославе столица выросла и похорошела - многочисленные путешественники отзывались о Киеве, как о крупном и красивейшем городе.
- Были построены каменные храмы и среди них 13 - главный Софийский собор. соперничавший в своем величии с "Софией" константинопольской.
-  При помощи и покровительстве Ярослава открываются школы, созданы первые библиотеки, активно идет процесс перевода и переписывания книг греческих, немецких, латинских и др.

Когда в 1054 г. Ярослав умер, его оплакивали многочисленные родственники, киевляне, его бояре и дружинники и торжественно провожалала в последний путь целая армия священнослужителей во главе с первым русским митрополитом Илларионом.

Мы, конечно, не все сумели рассказать о Ярославе Мудром в коротком рассказе. Если ты захочешь поделиться с нами своими знаниями, заходи в комментарии и на сайт "Об истории всерьез", а пока  до встречи.