О "золотом веке Киева" и первых князьях христианах. Часть 1.

О "золотом веке Киева" и первых князьях христианах. Часть 1.

О "золотом веке Киева" и первых князьях христианах. Часть1.

 

Здравствуйте с вами Светлана Карабанова и продолжение нашего разговора об истории всерьез, но простыми словами.
           Еще в школе на уроках истории и литературы нам рассказывали о князе Владимире Красном Солнышке, упоминаемом в русских былинах. А был ли он таким уж "красным солнышком"? И который из Владимиров оставил в былинах "славный" след?
Почему князь Ярослав Владимирович прозван Мудрым, но в былинах и сказаниях не был воспет так, как Владимир? И не удостоился чести войти ряд десяти святых равноапостольных русских князей?
И что мы знаем о Владимире Мономахе, кроме его знаменитой княжей шапки?
Этот период в истории России философ и поэт Петр Яковлевич Чаадаев  назвал "золотым веком Киева", но это было время глубоких потрясений: принятие Русью христианства, приход на место печенегов новой орды  половецкой, первые междоусобицы  братьев князей. Попробуем разобраться.

 

1. Владимир Святославич великий князь киевский 980 - 1015 гг.


          Князь Владимир из всех русских князей оставил  о себе самую глубокую память. В сказаниях и былинах он славный князь киевский. Устное народное творчество не ограничивает его жизнь временными рамками и поэтому он защитник земли Русской  от всех внешних врагов от Соловья - разбойника,  от Идолища Поганого,  от Тугарина Змеевича. На самом деле, чтобы стать великим князем Владимир пойдет и на братоубийство и на  насилие и жестокость. 
         Когда печенеги убили князя Святослава в 972 г., самому старшему из трех братьев Ярополку было всего - то 12 лет. Самым младшим был Владимир ему же доставалось от братьев еще и за то, что по меркам того времени, он считался незаконнорожденным,  сыном рабыни Малуши. И не смотря на то, что Святослав признавал его сыном по средневековой традиции: рожденный рабыней - сам раб. Совсем еще юные князья попадали под влияние старшин княжеской дружины (средневековая традиция - отдавать детей феодала  на воспитание доверенному вассалу) были рассорены между собой. Повод, казалось бы был незначительный, нарушены границы охотничьих владений, но это привело к убийству одного из братьев Олега на тот период ему всего - то 13 лет. Так началась первая междоусобица. 
        Пройдет немного времени и Владимир, повзрослевший, получивший поддержку новгородцев (после смерти отца, под присмотром дяди по имени Добрыня, он рос и воспитывался в Новгороде) отправится походом на Киев. Большую часть его войска будут составлять варяги. Свирепые воины - наемники, беспринципные, жадные до наживы, они оказывают большое влияние на молодого князя. Он даже в некоторых случаях копирует их поведение и жестоко мстит обидчикам. Когда - то красавица Рогнеда,  дочь полочанского князя Рогволда, отвергла его предложение, презрительно бросив: "Не хочу разувать робича (раба), но Ярополка хочу". Теперь Полоцк станет первой жертвой Владимира. Старый Рогволд и его сыновья убиты, а Рогнеда взята в наложницы. Судьбу Ярополка - своего старшего брата и князя киевского он тоже уже предопределил. 
         Незаконнорожденный братоубийца - он становится киевским князем. По некоторым источникам, эти события приходятся на 978 год и тогда, если дата рождения Владимира 960 год, то ему всего 18 лет, и он продолжает вести себя как безбожный язычник - объявляет беременную вдову Ярополка своей женой, ее еще нерожденного ребенка своим сыном. А вообще, количества жен он  не считает: среди них и полочанка Рогнеда, и вдова Ярополка, и шведская принцесса, и чешка Мальфреда,  и сестра византийских императоров гречанка Анна, и болгарская принцесса Елена. Они родят ему 12 сыновей разноплеменных, разноязыких по сути чужих друг другу, выживут семеро, но и они так и не станут родными братьями.
         Комплекс "робича" не дает покоя Владимиру: его дед и отец были известны всему миру, их слава была неоспоримой, еще больше величия и признания досталось бабке - княгине Ольге. Его честолюбие требовало  славы и признания не меньшего, чем у его предков. А признания не было. Князь - язычник правитель дикарской страны вызывал  презрительные гримаски соседей, уже принявших монотеизм (единую государственную религию). Надо было решаться на ответственный шаг - принятие единой  веры, одной из трех мировых религий: христианство, ислам, иудаизм.
         Выбор единой религии пал на византийское православие, где власть императора считалась божественной, вот это вполне устраивало честолюбивого князя. Мы до сих пор очень много ждем от правителя, видя в нем "помазанника божия", обожаем его, когда он силен и славен, и не прощаем ошибок и промахов, низвергая вчерашнего кумира с пьедестала.
        Византийский летописец рассказывает, что император Василий
II обратился к Владимиру за помощью в подавлении бунта Варды Фоки. Мятежный полководец  собирал силы в Корсуне для государственного переворота в Константинополе. Владимир, в ответ за услугу, потребовал руки   "засидевшейся в девках" сестры императора - Анны. Согласие, данное Владимиру, тем более удивительно, что ранее отказ получил, сватавшийся  к ней сын германского императора - Оттон. Нет, за русского князя - дикаря Анна идти тоже не хотела, пришлось заверить византийцев в готовности Владимира креститься. 
         Процесс обращения в христианскую веру киевлян повторял крещение древних иудеев в водах Иордана Иоанном Крестителем. Жителям приказали войти в воду Днепра, и священники из Корсуня и Константинополя крестили их, те киевляне, кто уже был крещен, становились крестными отцами и матерями. Обращать в новую веру Новгород были отправлены опытные воеводы: Добрыня и Путята. Только новгородцы не спешили прощаться со своими богами и встретили священников враждебно. Пришлось применять силу. Новгородцы в последствие говорили: "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем". 
      Трудно прокладывала новая вера путь в сердца русичей, но значение принятия христианства Русью было  огромно.


1.1.Новая религия прививала новые нравственные ориентиры:


-  Бог милосердный желает спасения всех людей, и прощает их превращая, злых в добрых,  грешных в праведных;
-  через своих пророков он указывает путь к спасению через раскаяние и аскезу;
-  православие формирует новую духовную общность людей стремящихся к единой цели - спасению души и воссоединению с богом.


1.2. Православие определяло новые общественные правила и семейные отношения:


-  Религия заставляла принимать государственную власть как заповедованную Богом и относится к социальному угнетению как к неизбежному.
-  Новая вера запрещала многоженство.
-  Требовала гуманного отношения к женщинам и детям.


1.3. С принятием христианства формируется новая традиция русской культуры:


- появление славянской письменности -  кириллицы;
- становление системы образования при монастырях;
- строительство каменных храмов, иконопись, фресковая живопись, литература.


1.4. Новая бытовая традиция тоже связана с принятием христианства:


- соблюдение постов научило земледельцев культивировать выращивание овощей и злаков;
-  соблюдение духовной чистоты должно сочетаться с чистотой телесной, что прививало аккуратность в поведении и в быту.
      Таким образом, православное христианство стало духовной силой и главной ценностью в становлении современной русской цивилизации.
      Владимир и сам изменился, уверовав в нового бога. Он расстался с многочисленными женами и наложницами. Стал раздавать милостыни и даже отправлять целые обозы продовольствия тем общинам и городам, которые переживали нужду и голод после набегов степняков или капризов погоды.
       Владимир  повзрослел и в роли великого князя он  расширяет и укрепляет свое государство. Главной опасностью остаются печенеги. В 996 г.  киевская дружина терпит от них серьезное поражение, сам Владимир едва спасся, укрывшись под мостом, он слышал, как прямо над его головой проносится печенежская конница. Потом в благодарность за своё спасение в Василёве он поставит храм Преображения.  Для укрепления южных рубежей он строит города - крепости Переславль и Белгород. Создает оборонительную систему пограничных застав и сигнальных башен. Для укрепления и увеличения войска он, впервые, разрешает принимать в дружину крестьянских детей. 
Русская православная церковь чтит князя Владимира как святого равноапостольного. Но тебе самому придется  решить, был ли князь Владимир "Красным Солнышком"? Вырази свое мнение в комментариях. До скорой встречи.