Россия в первой половине XIX в. Александр I - Часть 1.

Россия в первой половине XIX в. Александр I - Часть 1.

Россия в первой половине XIX в. Александр I.

Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания.

Черты социально – экономического и политического развития России в начале XIXв. План либеральных преобразований «Негласного комитета». План государственных преобразований М.М.Сперанского. Несоответствие либеральных планов по образцу просвещенного абсолютизма имперскому сознанию российской аристократии, а имперского сознания аристократии ожиданиям российской просвещенной интеллигенции. Вопрос отмены  крепостного права и  конституции. Социо – культурная инверсия в политике и реформах Александра I – поражение политики – просвещенного абсолютизма, победа имперского сознания.

1. Черты социально – экономического и политического развития России в начале XIXв.

Основные сословия и сословные группы: социальная картина русского общества в первой половине XIX века.

Привилегированные сословия;

 

1. Дворяне – потомственные, личные.

2. Почетные граждане; личные, потомственные.

3. Духовенство; черное (монашествующее), белое.

4. Купцы первой, второй и третей гильдий.

Полупривилегированные сословия

1. Однодворцы.

2. Казаки.

Податные сословия

1. Мещане.

2. Крестьяне государственные, удельные, помещичьи.

Черты экономического развития. Пути сообщения и торговли.

Основной вид транспорта – водный.

1810 – 1811гг. Мариинская и Тихвинская системы каналов.

1815г. – строительство первого парохода «Елизавета».

 

Начало строительства железных дорог.

1837г. – Петербург – Царское Село.

1851г. – Петербург – Москва.

 

Ярмарочный тип торговли.

Н.Новгород, Ростов Великий, Ирбит.

Города и промышленность.

Рост городов, к 1825г. -  415 городов в России. Многие города имеют аграрный характер.

Быстрое развитие промышленности. Начало промышленного переворота с середины XIXв.

Политический строй.

Самодержавно – бюрократическая государственная система. Отсутствие конституционного и выборного правительства. Господство феодально – крепостнической системы.

2. Приход к власти сына Павла I – Александра I (1801 – 1825 г.) означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II.

Александр I был воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, республиканец и демократ по убеждениям. К началу XIX века была полностью сформулирована политическая программа европейского либерализма.

Основные 5 принципов либерально – демократического общества:

  1. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную.
  2. Общественное представительство во всех сферах власти.
  3. Конституция (декларация), гарантирующая права и свободы граждан, в том числе права избирателей.
  4. Свобода торговли и предпринимательства и невмешательство государства в конкурентную борьбу.
  5. Невмешательство государства в частную жизнь граждан.

Идеи либерализма расходились с политической реальностью самодержавной России. Господство натурального хозяйства, помещичьего землевладения и крепостничество не та основа, на которой вырастают права и свободы граждан в торговле в предпринимательстве и политическом волеизъявлении. Попытки внедрения в жизнь России либеральных принципов порождали множество противоречий, но от их реализации зависел политический престиж России в Европе.                                               

3. Реформы начала царствования Александра I.

«Дней Александровых прекрасное начало»

А.С.Пушкин.

1. Уже в 1801 г. были восстановлены отмененные при Павле I Жалованные грамоты дворянству и городам.

2. Было запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, помилованы все подвергшиеся наказанию без суда.

3. Разрешено было вновь открывать частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранных книг и свободного выезда заграницу.

Был намечен план либеральных преобразований. В его составлении большую роль сыграл «Негласный комитет» либералов единомышленников Александра I.

Реформы «Негласного комитета».

«Негласный комитет» (1801 – 1803гг.) П.А.Строганов, В.П.Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А.Чарторыйский.

1801г.

 

1. указ о политической амнистии.

2. указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска.

3. указ о праве покупки земли недворянами.

1802г.

Указ о преобразовании коллегий в министерства.

1803г.

Указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне получили право по согласованию с помещиком освободиться от крепостной зависимости за выкуп.

1802 – 1804гг.

Реформы в сфере народного образования

Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты.

 

Учреждение Министерства народного просвещения.

Открыты университеты: 1802г. – Дерпт (Юрьев), 1803г. – Вильно, 1804г. Казань, Харьков, Петербургский педагогический институт, (с 1819г. университет).

 

 

Открыты привилегированные Демидовский в Ярославле (1805г.) и  Царскосельский (1811г.).

        Так в России впервые появилась система народного образования, благодаря которой уже в первой половине XIX века отмечался  быстрый культурный рост. Прежде всего, это относилось к появлению широкого круга европейски образованного  дворянства, распространению в его среде либеральных идей. В этом была особенность просветительской идеологии, не замечающей «непросвещенные» массы крестьянства.

Деятельность М.М.Сперанского (1772 – 1839гг.)

1809г. – проект реформ системы государственной власти. Предложено ввести в основу государственного устройства классический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

ИМПЕРАТОР

Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре.

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Сенат + министерства

Государственная Дума

Судебный Сенат

Губернское управление

Губернская Дума

Губернский суд

Окружное управление

Окружная Дума

Окружной суд

Волостное управление

Волостная Дума

Волостной суд

Деление общества на сословия:

Обладают избирательным правом на основе имущественного ценза (кроме женщин)

Дворяне.

Среднее сословие: купцы, мещане, государственные крестьяне.

Не имеют избирательного права

Крепостные крестьяне, домашние слуги и рабочие.

         Весь комплекс преобразований, предложенный М.М.Сперанским, не был осуществлен из-за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I. Проект Сперанского опередил время на 100 лет.

В марте 1812г. М.М.Сперанский был отстранен и сослан в Пермь.  

4. Отказ от политики либерализма. Консервативный период правления Александра I.

«Правитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда».

А.С.Пушкин.

         Либеральные преобразования Александра I были непоследовательны и не затронули политической системы самодержавия. Напротив, они укрепили её, способствуя централизации власти и её упорядочению.

         Победа в Отечественной войне 1812 года и успех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели к национальному согласию. Напротив, каждый сделал свои выводы. Крестьяне, воевавшие в ополчении и партизанских отрядах, считали, что справедливый царь должен дать им свободу от крепостной зависимости. Офицеры дворяне укрепились в идее необходимости ликвидации монархии и введения, демократических прав и свобод. Александр I, считал, что народ сплотил в войне идеал самодержавия, который сильней либеральных идей.

         Главной приметой смены направлений во внутренней политике стал отказ от либеральных реформ. Александр I стал расценивать либеральные реформы как гибельную политику, путь к революции.

         Символом этого времени стал генерал А.А. Аракчеев, в руках которого сосредоточилось всё военное и гражданское управление.

         Большое внимание царь уделял организации военных поселений. Исполнение своей воли он поручил А.А. Аракчееву, не смотря на несогласие с этой идеей, генерал исполнил поручение со всем старанием.

         Целью создания военных поселений было уменьшение расходов на содержание армии:

  • Деревни с государственными крестьянами были переданы в ведение военного министерства.
  • Крестьяне освобождались от податей, но должны были содержать военные части.
  • Население деревень составляли женатые солдаты с семьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работали как батраки.
  • Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисциплине: на работу строем, работа под надзором начальников, браки заключались по предписанию начальства.
  • Дети военных поселян с 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отнимались у родителей.

    В области культуры и просвещения Александр I, уверовавший в бога, стремился восстановить влияние церкви. Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А.Н.Голицыным, обер – прокурором Священного Синода, за «вольнодумство» увольняло лучших университетских профессоров. Все, что не соответствовало содержанию Библии, изгонялось из образования. свирепствовала цензура, запрещавшая обсуждать политические вопросы.

    То есть, для России закончился период просвещенного абсолютизма уступив место самодержавному абсолютизму.

Вопросы:

1. Характеризуйте  феодально – сословное устройство российского

общества в начале XIXв.

2. Характеризуйте экономические черты России в начале XIXв.

3.Характеризуйте реформы «Негласного комитета», в чем состоит противоречие реформ и имперской действительности.

4. Реформа народного образования, в чем состоит сословный характер реформы?

5. В чем заключается либеральный характер законопроекта М.М.Сперанского? Что из проекта М.М.Сперанского вызывало раздражение русской знати? Почему мы говорим, что Сперанский опередил время на 100 лет?

6. Почему А.С.Пушкин по-разному оценивал Александра I в разное время?

7. Почему для России закончился период просвещенного абсолютизма?

8. Подтвердите примерами утверждение о том, что господствующей политикой властей в России стал  консерватизм.