Правление Николая I, внутренняя политика в первой половине XIXв. Часть 1.

Правление Николая I, внутренняя политика в первой половине XIXв. Часть 1.

Правление Николая I,

внутренняя политика в первой половине XIXв. Часть 1.

 

Характерные черты самодержавно – полицейского феодализма периода правления Николая I.

Основные направления реформаторской деятельности администрации императора, черты формирования полицейского режима.

Направления решения крестьянского вопроса администрацией Николая I. Причины инверсии по предложенным преобразованиям.

Основные идейные течения в общественной жизни России 30 – 50гг. XIXв. Спор западников и славянофилов. Теория официальной народности Уварова С.С. и поиск национальной идеи.  Таблица – «Программы и тактика революционных и просветительских кружков 20 – 30гг. XIXв.»

1. Основные направления реформаторской деятельности

администрации императора.

1.1. Усиление централизации и военизации государства.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия.

I отделение

Подготовка докладов императору. Референтская работа по анализу и сортировке поступающих писем, докладов, отчетов и т.д.

II отделение

Было создано  в 1826г. для кодификации законодательства.

М.М. Сперанский. В 1830г. опубликовано «Полное собрание законов Российской империи» с1649 – 1825гг. в 45 томах.

В 1833г. «Свод законов Российской империи» в 15 томах, куда вошло действующее законодательство.

III отделение

Создано в 1826г. Орган высшей политической полиции. Для усиления отделению был передан корпус жандармов.

IV отделение

Создано в 1828г. в ведении вдовствующей императрицы Марии Федоровны  - руководство учебными заведениями и благотворительными организациями.

V отделение

Создано в 1836г. для проведения реформы государственных крестьян.

Реформа в государственной деревне П.Д. Киселева 1837 – 1841годов.

Введение крестьянского самоуправления, старшины, сотские, десятские.

Строительство дорог, школ медицинских пунктов.

(воспринята крестьянами как дополнительная повинность).

Указ «Об обязанных крестьянах» 1842года.

Введение права помещиков прекращать личную крестьянскую зависимость и предоставлять им земельные наделы в собственность в обмен на сохранение крестьянских повинностей (результатов не было).

VI отделение

Создано в 1842г. для решения вопросов управления Закавказья.

 

1.2. Борьба с революционными настроениями.

  • III отделение и корпус жандармов стал органом политического сыска, агентурной деятельности, подготовка провокаторов, филеров и др.
  • Ужесточение идеологического контроля и введение в действие жестокого цензурного устава 1826 и 1828гг. Надзор за университетскими делами поручен обер – прокурору Святейшего Синода графу Голицыну. Существенно ограничено самоуправление университетов, подвергнуты пересмотру учебные программы по некоторым предметам гуманитарного и естественно – научного циклов.
  • Утверждение официальной идеологии самодержавия – «теория официальной народности» 1834г. автор С.С. Уваров – министр народного просвещения: «Самодержавие. Православие. Народность».

Самодержавие – единственно возможная форма правления для России.

Православие – глубокая религиозность русского народа.

Народность – духовная связь народа с монархом.

 

1.3. Финансовая реформа 1839 – 1843гг.

Стабилизация финансовой системы России. Введение серебряного обеспечения рубля – свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты.

 

Вопросы: Какие преобразования характеризуют черты формирования полицейского режима империи Николая I?

Почему современники описывают эпоху Николая I как время разгула бюрократии и бумажной волокиты? Какие преобразования способствовали этому процессу?

Почему по предложенным преобразованиям в крестьянской среде государственная администрация наталкивается на сопротивление или бездействие?

 

2. Основные идейные течения в общественной жизни России 30 – 50гг. XIXв.

Спор западников и славянофилов. Поиск национальной идеи.  Таблица – «Программы и тактика революционных и просветительских кружков 20 – 30гг. XIXв».

После разгрома восстания декабристов общественная жизнь в России проходила в трудной обстановке политической реакции. Как писал А. И. Герцен, после поражения декабристов "умственная температура в России понизилась... развитие было прервано, все передовое, энергичное вычеркнуто из жизни".

Поражение декабристов вызвало у некоторой части общества пессимизм и отчаяние. Отражением этих настроений явились знаменитые "Философические письма" П. Я. Чаадаева (1794 - 1856), в которых он высказал самые мрачные взгляды на прошедшее, настоящее и будущее России.

П. Я. Чаадаев был замечательной личностью. Друг А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, он в 1819 г. вступил в декабристское общество Союз благоденствия, хотя участия в делах его и не принимал. Это был высокообразованный и одаренный человек. В феврале 1821 г. он демонстративно вышел в отставку, хотя его ожидала блестящая военная карьера.

В 1823 - 1826 гг. он находился в заграничном путешествии по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии, где познакомился со знаменитыми философами того времени. По возвращении в Россию во время обыска на границе у него обнаружили "разные непозволительные книги и подозрительные бумаги". Чаадаев был взят под арест и подвергся допросу: его подозревали в связях с декабристами, что он решительно отрицал. За недостатком "улик" был освобожден.

Свои настроения Чаадаев выразил в цикле "Философических писем", написанных в 1829 - 1831 гг. на французском языке. Первое "Письмо", которое излагало основные положения, развитые потом в последующих письмах цикла, опубликовал в 1836 г. московский журнал "Телескоп". Оно произвело сенсацию. "Письмо" содержало систему историко-философских раздумий Чаадаева, покоившихся, как он писал, на "истине христианского учения".

Чаадаев выступил с суровой критикой социальных и нравственных основ существующего в России общественно-политического строя. Рассматривая прошлое и настоящее России, он делал пессимистические выводы относительно ее будущего. "Поколения и века протекли без пользы для нас, - писал Чаадаев. - Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили... Мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь... Если бы дикие орды, возмутившие мир, не прошли по стране, в которой мы живем, прежде чем устремиться на Запад, нам едва ли была отведена страница во всемирной истории. Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы".

Николай I, прочитав статью ("Письмо") Чаадаева, отозвался о ней так: "Нахожу, что содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного". "Телескоп" был закрыт, его редактор Н. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, пропустивший статью цензор (ректор Московского университета А. В. Болдырев) отстранен от должности. Чаадаева официально объявили "сумасшедшим" (первый в России человек, объявленный "сумасшедшим" по политическим мотивам), за ним установили "медико-политический надзор". В течение нескольких лет на дом к Чаадаеву являлись врачебные и полицейские чины для "свидетельствования его умственного состояния". Эта неуклюжая акция властей по отношению к Чаадаеву резко подняла его популярность в московских кругах. Никто не верил в его "сумасшествие", в том числе и доктор, посещавший Чаадаева.

2.1. Основные идейные течения – ответ на вопрос П.Я. Чаадаева о будущем России:

Консервативно – самодержавно - охранительное

Либеральное

Революционно - социалистическое

Теория официальной народности С.С. Уварова.

Западники - видят развитие России по западному образцу. Отставание от Запада.

Славянофилы - видят самобытный «особый» путь развития России на основе духовности и особой миссии.

Революционные кружки 20 – 40гг.

Русский утопический социализм А.И. Герцен, Н.П.Огарев, М.А.Бакунин.

 

2.2. «Программы и тактика революционных и просветительских кружков 20 – 30гг. XIXв».

Название кружка, место и годы его деятельности.

Руководители.

Программы и деятельность.

Кружок братьев Критских. 6 человек.  1826-1827гг. Москва.

Попытка продолжения деятельности декабристов их идей и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников и офицеров. Сигнал к революции - цареубийство. В день коронации Николая I разбросали на Красной площади прокламации с призывом к свержению самодержавия. Кружок раскрыт, участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты.

Литературное общество 11 – нумера 1840 – 1832гг. Москва. В.Г. Белинский

Чтение и обсуждение литературы революционного характера. Обсуждение проблем российской действительности.

Кружок Станкевича 1831 – 1839гг. Москва. Н.В. Станкевич В.Г. Белинский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин.

Изучение философских трудов Гегеля, Канта, Шеллинга. Осуждение крепостничества. Распространение просвещения приведет к изменению «быта общественного». Против всех видов насилия. С отъездом Станкевича за границу кружок распался.

Кружок А.И.Герцена и Н.П. Огарева 1831 – 1834гг. Москва.

Изучали произведения западных философов. Следили за революционными событиями во Франции. Кружок раскрыт полицией. Организаторы отправлены в ссылку, остальные поставлены под надзор полиции.

Кружок петрашевцев 1845 – 1849гг.

М.В. Буташевич – Петрашевский, М.Е. Салтыков – Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н. Плещеев.

Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Составлен «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в словарь русского языка», где пропагандировали идеи утопического социализма. Считали необходимым свержение самодержавия, отмены крепостничества, введение демократических свобод. Для того предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок раскрыт полицией, участники приговорены к расстрелу, заменен гражданской казнью, ссылкой и другими наказаниями.

Вопросы:

Какой из вопросов вызывал самое яростное обсуждение кружковцев?

Почему их деятельность не могла привести ни к свержению самодержавия, ни к отмене крепостного права?

Почему крестьяне не могли стать движущей силой революции?