Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЗАОЧНАЯ

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

История

название дисциплины

 

2015г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень),   

по специальности (специальностям)

22.02.06. Сварочное производство

13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

15.02.08. Технология машиностроения

Разработчик: Карабанова С.А. преподаватель истории Кировского областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Вятский электромашиностроительный техникум»

 

 

Рекомендована к применению для организации уроков истории, самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в КОГОАУ СПО ВЭМТ.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

 

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

8

 

 

 

1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

название дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта (базовый уровень) по специальности (специальностям):

22.02.06. Сварочное производство

13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

15.02.08. Технология машиностроения

Программа учебной дисциплины может быть использована

к применению в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке  специалистов укрупненных групп специальностей:  

13.00.00.  Электро- и теплоэнергетика, 

15.00.00.  Машиностроение,

22.00.00. Технология материалов  для организации уроков истории, самостоятельной работы студентов в КОГОАУ СПО ВЭМТ.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально – экономического цикла в количестве 48 часов.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  •  основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность всемирной истории;
  • периодизацию всемирной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 48ч.

максимальная учебная нагрузка 48 часов.

обязательная аудиторная учебная нагрузка 18 часов;

самостоятельная работа 30 часов.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

 

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

18

в том числе:

 

     лабораторные занятия

 

     практические занятия

8

     контрольные работы

 

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

 

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История:

Всеобщая история – 48ч. (1 часть – 22ч.; 2 часть – 26 ч.)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Аудиторных

Объем часов

 

Уровень освоения

1

2

 

3

4

Часть 1. Всеобщая история с Древнейших времен до конца 19в.

8ч.

22

 

Раздел 1. Истоки формирования человеческой цивилизации. Первобытность.

Введение.  Историческое познание сегодня. Сущность, формы и функции исторического познания. Предмет исторической науки, особенности исторического факта, Понятие «Всеобщая история». История в системе гуманитарных наук. Источниковедение и историография, вспомогательные исторические дисциплины. Периодизация истории.

1ч.

2ч.

 

Предыстория.  Понятие «предыстория человечества» и «первобытное общество». Проблема происхождения человека. Расселение первобытного человека. Появление современного человека. Взаимосвязь процессов антропогенеза и социогенеза. Первичные формы социального объединения. Присваивающее и производящее хозяйство. Неолитическая революция.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений, по выбору студента, по изученному разделу.

 

 

2

Раздел 1. Древний мир.

 

Древний Восток.  Ближний Восток – колыбель древнейших цивилизаций. Взаимодействие человека и природы в древних обществах. Цивилизации долин великих рек: Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия , Древний Китай.

Восточная деспотия. Власть и общество, положение подданных. Доминирования традиций в жизни древневосточных обществ. Складывание первых мировых империй.

Значение цивилизаций Древнего востока и их культурного наследия для последующих эпох и мировой культуры.

 

 

2ч.

 

 

Античность. Понятие «античность». Периодизация становления и развития античной цивилизации. Ареал её распределения.

Ч.1. Древняя Греция (2ч.) Древняя Греция – часть античной цивилизации. Периодизация её истории. Архаичная Греция. Власть и человек в архаичной Греции. Место аристократии в обществах архаичной Греции Олимпийские игры. Классический период в истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Афины и Спарта. Греческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Классическое рабство. Человек в мире древнегреческих полисов.

Древнегреческое язычество.

Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире  и человеке. Театр, архитектура. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох и мировой культурыПоходы  Александра Македонского, образование им мировой державы.

Ч.2. Древний Рим (2ч.) Периодизация Древнего Рима. Римская цивилизация как часть античной цивилизации. Ранний Рим. Патриции и плебеи. Римская гражданская община и ранняя республика. Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу. Переход от гражданской общины к мировой империи. Принципат как система власти и управления. Возникновение и распространение христианства. Становление христианской церкви.

Кризис 3 века. Рим и варвары. Падение Западной римской империи. Римская цивилизация как основание будущее европейской цивилизации.

4ч.

 

Практикумы:  Составление хронологических таблиц работа с картами. Походы  Александра Македонского, образование им мировой державы. Пунические войны. Превращение Рима в мировую державу.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Создание презентаций (электронных, графических, по выбору студентов) по темам:

Древнегреческое язычество. Культура Древней Греции. Древнегреческая философия, знания о мире  и человеке. Возникновение и распространение христианства. Рим и варвары. Падение Западной римской империи.

 

 

2

Раздел 3. Средневековье

Понятие «Средневековье» в современной исторической науке. Хронологические рамки и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.

Западноевропейское средневековье

Периодизация западноевропейского средневековья. Материальная культура западноевропейского средневековья. Структура средневекового общества. Феодальное землевладение и система власти, вассально – ленные отношения. Сословный характер общества. Рыцарство, рыцарская культура.

Роль религии и церкви в Средние века. Разделение церквей. Католицизм и православие. Папство и светская власть.

Международные отношения в Средние века.

«Христианский мир» Средневековья как основание для формирования будущей европейской идентичности. Средневековый город. Городская средневековая  культура. Средневековая сословная монархия как первая представительная политическая система в истории. Кризис 14 – 15 веков.

Значение средневекового политического и культурного наследия для формирования «новой Европы».

Византийское средневековье. И Исламский мир в средние века (1ч.)

1.Ч. Начало Византийской цивилизации. Византия – наследница античного мира. Хронологические рамки, периодизация, ареал Византийской цивилизации. Восточное христианство. Власти церкви в Византии. Культура Византии. Византийская картина мира. Эстетические идеалы, искусство, иконопись. Влияние Византии на государственную культуру Древней Руси и российскую цивилизацию.

2.Ч. Исламский мир в Средние века.

Возникновение ислама. Муххамед, его учение и деятельность. Исламская мораль и право. Арабский халифат. Роль арабов как связующего звена между культурами античности и средневековой Европы. Османская империя: этапы и основные типологические черты развития. Османская империя и Европа.

Индокитай  в средние века (1ч.)

1.Ч. Хронологические рамки и периодизация индийского средневековья. Делийский султанат, образование империи Великих Моголов. Касты и община. Религия в средневековой Индии.

2.Ч. Китай и Япония в средние века. Хронологические рамки и периодизация китайского средневековья. Империя Суй и Тан. Власть и общество. Китай в период правления монголов. Империя Мин. Административно – бюрократическая система. Хронологические рамки и периодизация японского средневековья. Становление государственности и сознания Ямато. Роль императора. Правление сёгунов Минамото и Асикага.

1ч.

4ч.

 

Практические занятия: Составление таблицы Хронологических рамок и основные типологические характеристики Средневековья для Запада и Востока.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка кратких справок по темам: Рыцарство, рыцарская культура. Католицизм и православие. Папство и светская власть. Византия – наследница античного мира. Муххамед, его учение и деятельность. Касты и община. Религия в средневековой Индии. Зароастризм. Культура Китая в средние века, конфуцианство Культура Японии в средние века.

 

 

2

Раздел 4. Западная Европа на пути к Новому времени.

 

Возрождение как культурно – историческая эпоха.

Новое время в современной исторической науке. Проблемы периодизации Нового времени. Начало развития современного мира.

Понятие «Возрождение». Отношение «Возрождения» к Средневековью. Италия – родина Возрождения. Возрождение античного наследия. Гуманизм – идейная основа Возрождения. Идеал «универсального человека». Искусство Возрождения.

 

1ч.

 

1ч.

 

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение рефератов, докладов, презентаций по темам: Идеи гуманизма в философии Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело – идеи титантизма в искусстве.

 

 

2

Раздел 5.Экономика и общество.

 

Возникновение мирового рынка.

Предпосылки Великих географических открытий. Заинтересованность европейских стран в торговле с Востоком. традиционные пути мировой торговли. Роль посредников. Нехватка золота и серебра. Научно – технические предпосылки дальних морских путешествий. Роль Португалии и Испании в истории великих географических открытий. Открытие Америки. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Открытие морского пути в Индии. Васко да Гама. Поиски испанцами Эльдорадо. Кругосветное путешествие Магеллана. Крупнейшие открытия мореплавателей и землепроходцев других стран в 17-  начале 19 вв. Возникновение мирового рынка. Подъем мировой торговли. Перемещение путей мировой торговли. Революция цен и её последствия. Упадок феодальной системы хозяйства, а так же средневековых сословий. Монопольные акционерные компании. Товарные и фондовые биржи.

Общество и экономика «старого порядка». «Старый порядок» в Европе. Структура сельскохозяйственного производства. Двупольная и трехпольная система земледелия. Общественные отношения в деревне. Огораживания в Великобритании. Ремесленное и мануфактурное производство.

Промышленная революция. Начало и предпосылки промышленной революции в Великобритании. Технический переворот в промышленности. Революция в средствах транспорта. Крупная машинная индустрия. Завершение промышленной революции.

Индустриальное общество. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. Социальный вопрос. Индустриализация. Подъем базовых отраслей промышленности. Новая техническая революция.

 

1ч.

 

1ч.

 

Практические занятия: Хронология и Великих географических открытий работа с картами и таблицами.

 

 

2

Раздел 6. Духовная жизнь общества.

 

Религия и церковь в начале Нового времени.

Религиозные противоречия в Европе в начале Нового времени. Положение католической церкви, критика в её адрес. Вступление Лютера против индульгенций. Учение о спасении верой. Лютеранство. Реформация в Германии. Протестанты. Кальвинизм. Учение Кальвина о Божественном предопределении. Особенности Реформации в Англии. Англиканство.

Наука и общественно – политическая мысль. Научная революция 17в. Экспериментальный метод познания. Философский рационализм. Значение трудов Ф. Бекона, Р. Декарта, И. Ньютона. Просвещение как общественное движение. Либерализм как течение общественной мысли и как политическое движение. Рождение демократической идеологии и движения. Социалистическая мысль и коммунистическая идеология. Возникновение марксизма.

Художественная культура. Развитие художественной культуры в 17-19вв. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Искусство и культура романтизма. Представители романтизма: Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э.А. Гофман, Р. Вагнер.

 

1ч.

 

2ч.

 

Практические занятия: характерные особенности религиозных направлений – сравнительная таблица: Лютеранство, протестантизм, кальвинизм, англиканство.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление иллюстрированных сообщений по теме Ренесанс:  Ф. Бекона, Р. Декарта, И. Ньютона, Н.Коперник, Галилео, Дж.Бруно, Э. Делакруа, В. Гюго, Дж. Байрон, Э.А. Гофман, Р. Вагнер.

 

 

2

Раздел 7. Политические отношения.

 

Государство на Западе и на Востоке.

Образование единых централизованных государств в Европе. Западно – европейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф 2. Французский король Людовик 16.

Политические революции 17-18вв. Английская революция середины 17 в. Обострение религиозных и политических противоречий в Англии начала 17в. Первые короли из династии Стюартов  парламентская оппозиция. Созыв Долгого парламента. Преобразования мирного периода революции. Упразднение монархии в Англии. Протекторат О.Кромвеля. реставрация Стюартов.

«Славная революция» в Англии. Политика правительства Реставрации. Новая парламентская оппозиция. Закон «Хабеас корпус акт». Виги и тори. Низложение короля Якова 2. Переход короны к Вильгельму Оранскому. «Биль о правах».

Французская революция конца 18 в. Общественные противоречия. Критика абсолютизма, сословных привилегий, сеньорального строя, политики правительства и поведения королевского двора. Созыв генеральных штатов. Взятие Бастилии. Законодательство Учредительного собрания. Конституция 1791г. Политические группировки роялистов, конституционалистов, жирондистов и монтаньяров. Якобинский клуб. Деятельность Законодательного собрания. Начало войны Франции с иностранными государствами. Крушение монархии. Деятельность Национального конвента. Приход якобинцев к власти. Установление якобинской диктатуры. Террор. Государственный переворот 9 термидора. Политика Директории. Бонапартистский  переворот 18-19 брюмера.

Становление либеральной демократии. Консульство и империя во Франции. Кодекс Наполеона. Первая парламентская реформа в Великобритании. Либеральные реформы 30-х во Франции, Испании и германских государствах. Начало борьбы за демократические преобразования в странах Европы и Америки. Чартистское движение в Великобритании. Консервативные реформы. Британские консерваторы. Гражданская война в США и её итоги. Возникновение строя либеральной демократии в государствах Европы и Америки.

 

1ч.

 

2ч.

 

Самостоятельная работа обучающихся: Хронологическая таблица Английской революции середины 17 в. Французская революция конца 18 в.

 

 

2

Раздел 8. Международные отношения.

«Встреча миров». Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация МЭЙДЗИ» в Японии. Танзимат в Османской империи.

Европейское равновесие 17-18вв. Начало Нового времени. Стремление Франции прорвать «окружение» Габсбургов. Программа «естественного рубежа» на востоке. Вестфальский мир, его условия и значение. Возникновение баланса сил в Европе. Крушение европейского равновесия. Цели и значение революционных войн во Франции.

Конфликты и противоречия 19в. Наполеоновские войны, их цели и характер со стороны Франции и её противников. Созыв Венского конгресса. Противоречия его участников. Основные положения Заключительного акта. Принципы и характерные черты Венской системы международных отношений. Легитимизм. Причины крушения Венского порядка в Европе. Национальные войны. Объединение Германии и Италии. О.Бисмарк. и К. Кавур. Преобладание Германии в Европе. Союз трех императоров. Охлаждение отношений России с Германией и Австро – Венгрией. Создание тройственного союза. Сближение России с Францией. Образование Русско – Французского союза. Восстановление баланса сил в Европе.

 

1ч.

 

2ч.

 

Заключение. Основные итоги всеобщей истории к концу 19в.

Карта мира к концу 19в. Преодоление замкнутости отдельных регионов мира. Первые шаги на пути к мировой цивилизации. Сохранение своеобразия и различных положений народов мира. Итоги политического и экономического развития стран Запада: фромирование либеральной демократии и рыночной экономики. Колониальная зависимость стран Азии и Африки. Предпосылки их перехода к нормам и ценностям современного общества.

 

2ч.

 

Практические занятия:

Формирование колониальной системы капитализма  -   хронологическая таблица.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Судьбы колоний краткие сообщения, презентации иллюстрации: народы Северной, Центральной и Южной Америки, Судьбы народов Африки, Китай, Индия, Страны Индокитайского п-ова. Борьба народов колоний за ниезависимость.

 

 

2

Часть 2: Новейшая история зарубежных стран.

10ч.

26ч.

 

Раздел 1. Война и революции – начало истории 20в.

 

Мир в начале 20в. Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.
      Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики.
      
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
      
Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.

 

1ч.

 

4ч.

 

Практическая работа: Заполнить таблицу «Достижения НТП в начале 20в. И их внедрение» 1 – транспорт, достижения, внедрение, производство; 2 – энергетика; 3 – связь; 4 - конструкционные материалы.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Дать определение основных понятий: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.

 

 

2

Первая мировая война (1914—1918) Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
      
Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.

2ч.

4ч.

 

Практическая работа: Составление хронологической таблицы основных событий Первой мировой войны. Причины, повод, итоги и последствия войны.

 

 

2

Самостоятельная работа с определениями терминов: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование.

 

 

2

Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров. Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
      
Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
 

 

4ч.

 

Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

 

 

2

Раздел 2. Мир между двумя мировыми войнами.

 

Социально-экономические и политические изменения в ведущих государствах в 20-е г. XX в. Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.
      
Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.
      Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.

 

 

2ч.

 

Самостоятельная работа обучающихся:       Основные понятия: стабилизация капитализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.

 

 

2

Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг. XX в.  Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.
      
Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.
      
Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
      Распад Версальско-Вашингтонской системы.
Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.

 

1ч.

 

2ч.

 

Практические занятия: Выполнение опорного конспекта: 1 – Черты мирового экономического кризиса 20-30х годов в Америке и Европе. 2 – социальные последствия мирового кризиса, тоталитаризм, авторитаризм и либерализм . 3 - Создание тоталитарного нацистского государства. 4 -  Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. 5- Территориальные захваты Германии и Японии. 6 – Крах Версальского мира. 7 - Советско-германский пакт о ненападении.

 

 

2

Самостоятельная работа:  Дать определение  понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства. 

   Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа.

 

 

2

Раздел 3. Вторая мировая война

Начало, ход и этапы Второй мировой войны.

      Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
      
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.
      
Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.

 

2ч.

 

4ч.

 

Практические занятия: Хронологическая таблица Второй мировой войны.

 

 

2

Самостоятельная работа обучающихся: Основные понятия: вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации.

 

 

2

Раздел 4. Мир во второй половине 20в.

Международные отношения во второй половине XX в.

      Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
      
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.
      
Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е  гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».

 

2ч.

 

2ч.

 

Практическая работа: Аналитическая таблица основных составляющих и основных этапов «холодной войны».

 

 

2

Самостоятельная работа с определениями: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт.

 

 

2

Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40—90-х гг. XX в.  Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946  г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
      
Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.

 

1ч.

 

Самостоятельная работа с основными  понятиями: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».

 

 

2

Развитие стран Восточной Европы в 40—90-е гг. XX в.   Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
      
Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.
      Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.

 

1ч.

 

Самостоятельная работа обучающихся: Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.

      Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.

 

 

2

 

Наука, культура и спорт в XX в.

      Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
      
Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.

 

 

1ч.

 

1ч.

 

Самостоятельная работа: Подготовка и презентация иллюстрированных сообщений, докладов, рефератов, электронных презентаций и др. по теме Наука, культура и спорт в XX в.

 

 

2

      Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.

 

 

2

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

      Общие черты и закономерности развития мира в XX в. Взаимозависимость политических и экономических процессов в мире. Мир и война в XX в. Общество, государство и общественно-политические системы в XX в. Достижения человечества к началу XXI в.

 

1ч.

 

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  на 30 человек.

Оборудование учебного кабинета: ученические столы, оборудованные персональными компьютерами (ноутбуками) с выходом в сеть Интернет, рабочее место  учителя оборудованное ПК, мультимедиапроектор, сканер, принтер, школьная (интерактивная) доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В. и др - 2013 г.

История. Россия и мир. 11 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В. и др - 2013 г.

Всеобщая история. Н.В. Загладин. 10, 11 класс.

https://cloud.mail.ru/public/d0226fad6ff0/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F

 

Для преподавателей

http://lisonka.ucoz.ru/board/

http://www.proshkolu.ru/user/alex73/file/4324052/

http://distance-teacher.ru/uchebniki-po-istorii/uch-po-ist2

http://studentam.net/content/category/1/9/15/

http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist163.htm

ya.carabanova

Базовый уровень.

Программы. История. 10-11 кл.

Методические рекомендации: 11 класс

Козленко С. И., Тороп В. В. История России Книга для учителя в  2-х частях . 10 кл.

Элективные курсы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брант М.Ю. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 кл.; Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина  Л.Г. Россия и мир в ХХ веке. 11 кл.  Методические рекомендации 10,11 кл.

Уколова В.И. и др. Всеобщая история. Методические рекомендации 10 кл., поурочные разработки 11кл.,  Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран», 11 кл.; Коваль Т.В. и др. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику Улуняна А.А. и др. «Новейшая история зарубежных стран», 11 кл.

Козленко С.И., Козленко И.В. История: Всероссийские олимпиады.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Составление устных и письменных сообщений по темам учебной дисциплины, используя учебную литературу и дополнительные источники информации, включая информационные ресурсы Интернет.

Составление иллюстрированных сообщений, докладов, рефератов, электронных презентации, по темам учебной дисциплины, используя учебную литературу и дополнительные источники информации, включая информационные ресурсы Интернет.

Выполнение практических заданий по составлению опорных конспектов, изучению текстов, карт, таблиц, схем, аудиовизуальных презентаций, по темам учебной дисциплины.

Подготовка информации для участия в дискуссиях по историческим проблемам, используя аргументы, основанные на исторических сведениях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  •  основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Формы контроля знаний: выполнение контрольных, проверочных, тестовых заданий.

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Участие в мероприятиях, внеурочной деятельности, по гражданско – патриотическому воспитанию, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах.

 

 

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших законов и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;