Реформы Александра II. Отмена крепостного права 1861

Реформы Александра II. Отмена крепостного права 1861

Начало правления Александра II (1855 – 1881гг).

Крестьянская реформа 1861 г. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Выкупная операция. Значение Крестьянской реформы.

Реформы 60—70-х гг. XIX в. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Земская и городская реформы. Роль земств в развитии страны. Военная реформа. Всеобщая воинская повинность.

Реформа просвещения.
 

После смерти Николая I на престол вступает его сын Александр II.

Россия находится в тяжелом экономическом и политическом кризисе. Общество требует реформ. Кружки, образующиеся в среде дворян, а позднее и разночинцев, всё чаще выдвигают революционные идеи. Ещё наследника престола – Александра готовили к управлению государством. В 1846 году он был назначен председателем Секретного комитета по крестьянскому делу.

Быстрое  социально – экономическое развитие европейских стран требовало от России коренного преобразования всех сфер жизни. Российское общество требовало личных свобод и рыночных отношений. Необходимо было создать современную промышленность и транспортную систему, иначе невозможно было сохранить положение государства как великой державы. Это ясно сознавала воспитанная в европейском духе верхушка дворянства во главе с императором Александром II. Но у этих устремлений были сильные противники. Значительная часть дворян не желала расставаться со своими привилегиями, считая, что отмена крепостного права подорвет устои жизни страны. Многие влиятельные чиновники видели в либеральных преобразованиях покушение на принцип самодержавия, являющийся для них абсолютной ценностью.

1. Причины отмены крепостного права.

  • Крымская война показала военно – экономическую отсталость России.
  • В условиях кризиса помещики увеличивали барщину, росли размеры оброков (налогов) с помещичьих и государственных крестьян, что разоряло крестьянские хозяйства.
  • Росло число крестьянских выступлений, это грозило новой «пугачевщиной».
  • Сокращался экспорт хлеба.
  • Крепостничество как основа экономики страны сдерживало развитие промышленности и накопление капитала.
  • Предприятия, использующие неэффективный принудительный труд крепостных крестьян не развивались, устаревали и разорялись.

 

Начало царствования Александра II было названо «первой российской оттепелью». Была объявлена амнистия политическим заключенным: декабристам, участникам польского восстания, петрашевцам, списаны недоимки по налогам крестьян, ликвидированы военные поселения, ослаблена цензура, разрешен свободный выезд за границу.

2. Подготовка крестьянской реформы.

Дата

Мероприятия

3 января 1857

Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие чиновники. Комитет в течение года рассматривал проекты крестьянских реформ, Александра I  и Николая I.

8 января 1858

Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный характер.

17 февраля 1859

Создание редакционной комиссии при Главном комитет во главе с генералом Я.И.Ростовцевым для рассмотрения материалов, предоставляемых губернскими комитетами. Редакционная комиссия составляла правовые акты, регламентирующие отмену крепостного права.

10 сентября 1860

Роспуск редакционной комиссии и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения.

19 февраля 1861

Император подписал основные правовые документы по крестьянской реформе, главные из которых:

  • Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».
  • «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
  • «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительства в приобретении ими в собственность полевых угодий».

3. Основные положения  крестьянской реформы 1861 года.

Преодоление традиционализма

Преобразования либерального содержания

Сохранившиеся пережитки

Положение о личной свободе крестьян

Крепостные крестьяне получили личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать.

Крестьяне получали гражданские права и свободы – могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения.

Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

Положение о сельской общине

Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество. Несколько сельских обществ составляли волость во главе с волостным старшиной.

Сельский староста избирался на 3 года. Сельские и волостные сходы сами распределяли земельные наделы, распределяли повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в неё, устанавливали очередность отбывания рекрутчины.

«Уставные грамоты» регулировали отношения сельских обществ с помещиками. Контролировали эти отношения мировые посредники из числа помещиков, они назначались Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.

Земельные отношения.

Крестьяне были освобождены с землей, они получали установленный земельный надел за выкуп. Чтобы стать собственником  земли крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика.

В нечерноземной зоне помещик сохранял за собой 1\3 часть земли, а в черноземной 1\2. Крестьяне, имевшие до реформы большее количество земли, чем установлено Положением, то эти «излишки» отбирались в пользу помещика, это называлось отрезками. Крестьяне нечерноземья потеряли 20%, а в черноземных районах 40% земли. Собственником земли становилась община, по выполнении выкупных обязательств, крестьянин мог её покинуть.

Положение устанавливало норму надела от 3 до 12 десятин.

Выкупной платеж равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в 17 раз. Порядок выкупа был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы выкупа, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были погасить эту сумму с процентами. С этой целью был учрежден Крестьянский банк. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей при общей стоимости земли 500 млн. рублей.

Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю.

Большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

До выкупа земли крестьяне считались временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьей территории – чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило сохранялись собственностью помещиков. Землей наделялись мужчины.

 Последствия.
После опубликования «Манифеста» во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы.

  1. Крестьян не устраивало, что после опубликования реформы, они должны ещё 2 года оставаться в подчинении у помещика.
  2. Возмущало то, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать.
  3. Защищая интересы помещиков, реформа не до конца искоренила крепостничество, было очевидно, что борьба крестьян за землю продолжится.
  4. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии.
  5. Всего произошло 1860 крестьянских волнений за 1861 год, для подавления была применена военная сила.

Значение.

  1. Были созданы условия для широкого развития рыночных отношений. Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделал путь, который многие государства прошли за века.
  2. Важно нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством.
  3. Реформа открыла путь дальнейшим преобразованиям либерального характера в стране.

4. Судебная реформа.

                В 1864 году была проведена судебная реформа, ею была заложена основа ещё одного центра власти в стране.

Основные положения судебной реформы.

  • Вводился бессословный характер судебной деятельности, т.е. формальное равенство всех сословий пред законом.
  • Провозглашалась несменяемость судей и независимость их от административных властей.
  • Вводилась гласность и состязательность судопроизводства.
  • Учреждалась адвокатура (присяжные и частные поверенные).
  • Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи).
  • Упрощена  система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.
  • Изменена система предварительного следствия. Теперь оно осуществлялось не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов.

Значение.

  1. Положения реформы позволяли судам выносить приговоры, являвшиеся вызовом местной и центральной власти. Ярким примером этого стало оправдание в 1878 году революционерки Веры Засулич, стрелявшей в петербургского генерал – губернатора Ф.Ф.Трепова.
  2. Мировые судьи зависели от общественного мнения, так как избирались земскими собраниями и были подотчетны лишь съездам мировых судей.
  3. В России родилась либеральная адвокатура и суд присяжных.
  4. В сознании народа формировалось представление о частных правах человека, правах и обязанностях гражданина.

5. Военная реформа 1861 – 1874 гг.

Важнейшей для обороны страны была военная реформа, проведением которой руководил последовательный либерал Д.А.Милютин.

Основные направления реформы.

  • Сокращение численности армии.
  • Расширение сети военных учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создание военных гимназий и юнкерских училищ.
  • Введение новых воинских уставов.
  • Осуществление перевооружения армии.
  • Учреждена система военных округов в целях совершенствования военного управления.
  • Отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности с 1 января 1874 года.

Призыву на воинскую службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Но сокращение численности армии в мирное время позволило набирать в войска меньше людей. Поэтому призывники определялись по жребию. Были установлены многочисленные льготы, освобождавшие от призыва. Сильно сокращало срок службы наличие образования. Так среднее образование уменьшало его в 4 раза, с шести до полутора лет. При этом резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.

6. Земская реформа.

                Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

            В 1864 году Александр II провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они призваны были привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

Земства осуществляли свою деятельность на принципах:

  • Отделение земств от административных властей местных и центральных.
  • Всесословное выборное земское представительство.
  • Хозяйственно – финансовая самостоятельность земств.

Полномочия земств:

  • Благоустройство и строительство. Содержание дорог и мостов.
  • Организация местного здравоохранения, открытие больниц, домов престарелых, приютов. Благотворительность.
  • Забота о народном образовании, открытие школ.
  • Открытие магазинов, устройство рынков, базаров.
  • Содержание полиции и тюрем.
  • Организация противопожарных мероприятий.
  • Оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы.
  • Оказание агрономической помощи крестьянам.
  • Сбор статистических сведений.

            Несмотря на то, что сфера деятельности земств была ограничена, они сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты. Земства помогали в организации местных кредитов, дорожном строительстве.

Не имея никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.

7. Реформа образования 1861 – 1864 гг.

                            В области образования важнейшее значение имело введение в 1863 году нового университетского устава, провозглашавшего внутреннюю автономию университетов. Совет университета сам распоряжался учебным процессом, назначал ректоров и университетский суд. Это делало университеты «государством в государстве», позволяло  им играть такую же роль, какая была у европейских университетов.  Университеты стали очагами свободомыслия.  Характерно, что именно в области университетской науки и образования Россия во второй половине XIX века встала в один ряд со старейшими университетами Европы. Имена профессоров П.Л.Чебышева, И.И.Мечникова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева, В.В.Вернадского, И.П.Павлова и других ученых вошли в список корифеев мировой науки.

Другой страницей образовательной реформы стало введение в 1864 году принципов всесословности школьного обучения. Построена сеть государственных, земских, церковноприходских школ со сроком обучения 3 года, это существенно поднимало уровень грамотности в стране. Создавались семиклассные средние гимназии и реальные училища с ориентацией на классическое (гуманитарное) и техническое образование.

СХЕМА.

Самой последовательной, и прогрессивной оказалась реформа образования. Однако в условиях социального расслоения и несправедливого устройства общества, появление большого количества европейски образованных молодых людей, стало тяжелым испытанием для властей. Рост вольнодумства, оппозиционных групп и организаций привел к активному протесту, вылившемуся в тактику индивидуального террора направленного против власти и чиновничества.

 

Вопросы:

  1. Причины крестьянской реформы.
  2. Как готовилась реформа отмены крепостного права?
  3. В чем состояла либеральная часть реформы?
  4. Какие пережитки феодального строя сохранила крестьянская реформа?
  5. Последствия и значение реформы отмены крепостного права.
  6. Содержание и значение земской реформы?
  7. Содержание и значение судебной реформы?
  8. Содержание и значение военной реформы?
  9. Содержание и значение реформы народного образования?