Реформы Александра II. Отмена крепостного права 1861
Начало правления Александра II (1855 – 1881гг).
Крестьянская реформа 1861 г. Предпосылки и необходимость Крестьянской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Выкупная операция. Значение Крестьянской реформы.
Реформы 60—70-х гг. XIX в. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Земская и городская реформы. Роль земств в развитии страны. Военная реформа. Всеобщая воинская повинность.
Реформа просвещения.
После смерти Николая I на престол вступает его сын Александр II.
Россия находится в тяжелом экономическом и политическом кризисе. Общество требует реформ. Кружки, образующиеся в среде дворян, а позднее и разночинцев, всё чаще выдвигают революционные идеи. Ещё наследника престола – Александра готовили к управлению государством. В 1846 году он был назначен председателем Секретного комитета по крестьянскому делу.
Быстрое социально – экономическое развитие европейских стран требовало от России коренного преобразования всех сфер жизни. Российское общество требовало личных свобод и рыночных отношений. Необходимо было создать современную промышленность и транспортную систему, иначе невозможно было сохранить положение государства как великой державы. Это ясно сознавала воспитанная в европейском духе верхушка дворянства во главе с императором Александром II. Но у этих устремлений были сильные противники. Значительная часть дворян не желала расставаться со своими привилегиями, считая, что отмена крепостного права подорвет устои жизни страны. Многие влиятельные чиновники видели в либеральных преобразованиях покушение на принцип самодержавия, являющийся для них абсолютной ценностью.
1. Причины отмены крепостного права.
- Крымская война показала военно – экономическую отсталость России.
- В условиях кризиса помещики увеличивали барщину, росли размеры оброков (налогов) с помещичьих и государственных крестьян, что разоряло крестьянские хозяйства.
- Росло число крестьянских выступлений, это грозило новой «пугачевщиной».
- Сокращался экспорт хлеба.
- Крепостничество как основа экономики страны сдерживало развитие промышленности и накопление капитала.
- Предприятия, использующие неэффективный принудительный труд крепостных крестьян не развивались, устаревали и разорялись.
Начало царствования Александра II было названо «первой российской оттепелью». Была объявлена амнистия политическим заключенным: декабристам, участникам польского восстания, петрашевцам, списаны недоимки по налогам крестьян, ликвидированы военные поселения, ослаблена цензура, разрешен свободный выезд за границу.
2. Подготовка крестьянской реформы.
Дата |
Мероприятия |
3 января 1857 |
Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие чиновники. Комитет в течение года рассматривал проекты крестьянских реформ, Александра I и Николая I. |
8 января 1858 |
Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный характер. |
17 февраля 1859 |
Создание редакционной комиссии при Главном комитет во главе с генералом Я.И.Ростовцевым для рассмотрения материалов, предоставляемых губернскими комитетами. Редакционная комиссия составляла правовые акты, регламентирующие отмену крепостного права. |
10 сентября 1860 |
Роспуск редакционной комиссии и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения. |
19 февраля 1861 |
Император подписал основные правовые документы по крестьянской реформе, главные из которых:
|
3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
Преодоление традиционализма |
Преобразования либерального содержания |
Сохранившиеся пережитки |
Положение о личной свободе крестьян |
||
Крепостные крестьяне получили личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. |
Крестьяне получали гражданские права и свободы – могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения. |
Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно. |
Положение о сельской общине |
||
Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество. Несколько сельских обществ составляли волость во главе с волостным старшиной. |
Сельский староста избирался на 3 года. Сельские и волостные сходы сами распределяли земельные наделы, распределяли повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в неё, устанавливали очередность отбывания рекрутчины. |
«Уставные грамоты» регулировали отношения сельских обществ с помещиками. Контролировали эти отношения мировые посредники из числа помещиков, они назначались Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону. |
Земельные отношения. |
||
Крестьяне были освобождены с землей, они получали установленный земельный надел за выкуп. Чтобы стать собственником земли крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. В нечерноземной зоне помещик сохранял за собой 1\3 часть земли, а в черноземной 1\2. Крестьяне, имевшие до реформы большее количество земли, чем установлено Положением, то эти «излишки» отбирались в пользу помещика, это называлось отрезками. Крестьяне нечерноземья потеряли 20%, а в черноземных районах 40% земли. Собственником земли становилась община, по выполнении выкупных обязательств, крестьянин мог её покинуть. |
Положение устанавливало норму надела от 3 до 12 десятин. Выкупной платеж равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в 17 раз. Порядок выкупа был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы выкупа, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были погасить эту сумму с процентами. С этой целью был учрежден Крестьянский банк. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей при общей стоимости земли 500 млн. рублей. |
Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. До выкупа земли крестьяне считались временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьей территории – чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило сохранялись собственностью помещиков. Землей наделялись мужчины. |
Последствия.
После опубликования «Манифеста» во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы.
- Крестьян не устраивало, что после опубликования реформы, они должны ещё 2 года оставаться в подчинении у помещика.
- Возмущало то, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать.
- Защищая интересы помещиков, реформа не до конца искоренила крепостничество, было очевидно, что борьба крестьян за землю продолжится.
- Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии.
- Всего произошло 1860 крестьянских волнений за 1861 год, для подавления была применена военная сила.
Значение.
- Были созданы условия для широкого развития рыночных отношений. Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделал путь, который многие государства прошли за века.
- Важно нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством.
- Реформа открыла путь дальнейшим преобразованиям либерального характера в стране.
4. Судебная реформа.
В 1864 году была проведена судебная реформа, ею была заложена основа ещё одного центра власти в стране.
Основные положения судебной реформы.
- Вводился бессословный характер судебной деятельности, т.е. формальное равенство всех сословий пред законом.
- Провозглашалась несменяемость судей и независимость их от административных властей.
- Вводилась гласность и состязательность судопроизводства.
- Учреждалась адвокатура (присяжные и частные поверенные).
- Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
- Вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи).
- Упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций.
- Изменена система предварительного следствия. Теперь оно осуществлялось не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов.
Значение.
- Положения реформы позволяли судам выносить приговоры, являвшиеся вызовом местной и центральной власти. Ярким примером этого стало оправдание в 1878 году революционерки Веры Засулич, стрелявшей в петербургского генерал – губернатора Ф.Ф.Трепова.
- Мировые судьи зависели от общественного мнения, так как избирались земскими собраниями и были подотчетны лишь съездам мировых судей.
- В России родилась либеральная адвокатура и суд присяжных.
- В сознании народа формировалось представление о частных правах человека, правах и обязанностях гражданина.
5. Военная реформа 1861 – 1874 гг.
Важнейшей для обороны страны была военная реформа, проведением которой руководил последовательный либерал Д.А.Милютин.
Основные направления реформы.
- Сокращение численности армии.
- Расширение сети военных учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создание военных гимназий и юнкерских училищ.
- Введение новых воинских уставов.
- Осуществление перевооружения армии.
- Учреждена система военных округов в целях совершенствования военного управления.
- Отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности с 1 января 1874 года.
Призыву на воинскую службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Но сокращение численности армии в мирное время позволило набирать в войска меньше людей. Поэтому призывники определялись по жребию. Были установлены многочисленные льготы, освобождавшие от призыва. Сильно сокращало срок службы наличие образования. Так среднее образование уменьшало его в 4 раза, с шести до полутора лет. При этом резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.
6. Земская реформа.
Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.
В 1864 году Александр II провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они призваны были привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
Земства осуществляли свою деятельность на принципах:
- Отделение земств от административных властей местных и центральных.
- Всесословное выборное земское представительство.
- Хозяйственно – финансовая самостоятельность земств.
Полномочия земств:
- Благоустройство и строительство. Содержание дорог и мостов.
- Организация местного здравоохранения, открытие больниц, домов престарелых, приютов. Благотворительность.
- Забота о народном образовании, открытие школ.
- Открытие магазинов, устройство рынков, базаров.
- Содержание полиции и тюрем.
- Организация противопожарных мероприятий.
- Оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы.
- Оказание агрономической помощи крестьянам.
- Сбор статистических сведений.
Несмотря на то, что сфера деятельности земств была ограничена, они сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты. Земства помогали в организации местных кредитов, дорожном строительстве.
Не имея никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.
7. Реформа образования 1861 – 1864 гг.
В области образования важнейшее значение имело введение в 1863 году нового университетского устава, провозглашавшего внутреннюю автономию университетов. Совет университета сам распоряжался учебным процессом, назначал ректоров и университетский суд. Это делало университеты «государством в государстве», позволяло им играть такую же роль, какая была у европейских университетов. Университеты стали очагами свободомыслия. Характерно, что именно в области университетской науки и образования Россия во второй половине XIX века встала в один ряд со старейшими университетами Европы. Имена профессоров П.Л.Чебышева, И.И.Мечникова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева, В.В.Вернадского, И.П.Павлова и других ученых вошли в список корифеев мировой науки.
Другой страницей образовательной реформы стало введение в 1864 году принципов всесословности школьного обучения. Построена сеть государственных, земских, церковноприходских школ со сроком обучения 3 года, это существенно поднимало уровень грамотности в стране. Создавались семиклассные средние гимназии и реальные училища с ориентацией на классическое (гуманитарное) и техническое образование.
СХЕМА.
Самой последовательной, и прогрессивной оказалась реформа образования. Однако в условиях социального расслоения и несправедливого устройства общества, появление большого количества европейски образованных молодых людей, стало тяжелым испытанием для властей. Рост вольнодумства, оппозиционных групп и организаций привел к активному протесту, вылившемуся в тактику индивидуального террора направленного против власти и чиновничества.
Вопросы:
- Причины крестьянской реформы.
- Как готовилась реформа отмены крепостного права?
- В чем состояла либеральная часть реформы?
- Какие пережитки феодального строя сохранила крестьянская реформа?
- Последствия и значение реформы отмены крепостного права.
- Содержание и значение земской реформы?
- Содержание и значение судебной реформы?
- Содержание и значение военной реформы?
- Содержание и значение реформы народного образования?