Северный флот в годы войны.

Северный флот в годы войны.

Борьба советских Военно-Морских сил с флотами противника. 1часть.

В вооружённой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками боевая деятельность Советского флота имела важнейшее значение. В тяжёлых условиях военно-морские силы прикрывали приморские фланги Красной Армии, поддерживали сухопутные операции и проводили самостоятельные боевые операции по защите морских, речных и озёрных транспортных конвоев. Боевая  деятельность каждого из флотов отличалась по тактической обстановке и по географическим условиям в которых приходилось действовать.

Фото: Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов.

Борьба Северного флота на морских коммуникациях.

Географические и климатические условия борьбы североморцев.

На правом крыле фронта действовал самый молодой из советских флотов -  Северный флот. Командовал им вице-адмирал А.Г. Головко.

Фото: командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко.

В 1940-1946 годах - командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко. Под его командованием флот сыграл важную роль в обороне Заполярья, в разгроме немецко-фашистских войск на Крайнем Севере и в освобождении Печенгской области и Северной Норвегии. Участвовал в обороне Мурманска, побережья Баренцева моря, в Петсамо-Киркенесской операции 1944 года.  https://ekb.aonb.ru/

На Северный флот была возложена задача по защите внутренних и внешних морских сообщений. Кроме того, Северный флот совершал атаки на коммуникации противника и оказывал помощь приморскому флангу Карельского фронта.

Северное море.

В условиях войны Белое и Баренцево моря стали важнейшим геостратегическим узлом для морских коммуникаций. В порты Мурманска и Архангельска шли военные и хозяйственные грузы с Дальнего Востока. Основная часть грузов получаемых по ленд-лизу из США и Англии тоже поставлялась в северные порты.

Порт Архангельск.

По этим причинам борьба за северные порты отличалась наибольшей ожесточённостью. Тяжесть боевых действий Северного флота определялась ограниченностью баз, главная из которых – Полярный,  находилась  в непосредственной близости от границы с Финляндией, и  тяжёлыми природными условиями. Тёплые воды Гольфстрима определяют неравномерное распределение температур над морем и сушей, поэтому здесь рождаются циклоны и бури. Частые снежные заряды, туманы, небольшое количество ясных дней в году, долгая полярная ночь, сильные приливно-отливные течения, рефракция (преломление световых лучей в атмосфере, изменяющих восприятие удалённости объектов), всё это добавляло трудностей североморцам.

Боевая оснащенность Северного флота.

К началу второго периода войны, то есть в конце 1942 года, в строю Северного флота были: 1 лидер миноносцев, 8 эскадренных миноносцев, 22 подводные лодки, 7 сторожевых кораблей, 16 тральщиков, 20 малых охотников, 13 сторожевых и торпедных катеров, 15 катеров – тральщиков. В состав Северного флота входила Беломорская военная флотилия – 15 сторожевых кораблей, 20 тральщиков, 43 сторожевых катера, 28 катеров – тральщиков. Авиация Северного флота имела 290 самолётов.

В конце 1942 года район боевых действий на Северном море серьёзно расширился. Госкомитет обороны, учитывая возросшее значение северных морских коммуникаций, принял решение усилить Северный флот. В Северные порты были направлены 12 подводных лодок, шесть из которых следовала из Владивостока. Вел подводный караван капитан 1ранга А.В. Трипольский. Долгий путь они прошли при постоянной боевой готовности, под угрозой вражеских атак.

Фото: Александр Владимирович Трипольский.

Преодолев 17 тысяч миль (морская миля – 1852 метра), пройдя шесть морей и два океана, пять лодок прибыли на Север. Шестая лодка, командир капитан-лейтенант Д.Ф. Гусаров, не достигла места назначения: она была атакована неизвестным подводным судном у берегов Сан-Франциско.

После текущего ремонта и короткого отдыха экипажей, подводные лодки вышли на боевую вахту.

В январе-феврале 1943 года Северный флот получил, в дополнение к уже имеющимся, 200 самолётов: истребителей, торпедоносцев и дальних бомбардировщиков.

Позиции противника на северных морях.

Немецко-фашистское командование тоже наращивало силы своего флота в Северной Норвегии. К началу 1943 года там были сосредоточены линейные корабли «Адмирал Тирпиц» и «Шарнгорст», тяжёлые крейсеры «Хиппер», «Лютцов» и «Шеер», лёгкий крейсер «Кёльн», 14 эскадренных миноносцев, 32 сторожевых корабля и тральщика, 19 сторожевых и 10 торпедных катеров, 31 подводная лодка, то есть основные силы германского флота.

Немецкие корабли:  линейный корабль «Тирпиц»

 линкор «Шарнгорст»

крейсер «Шеер»

Авиация противника на аэродромах Северной Финляндии и Северной Норвегии насчитывала до 500 боевых самолётов. Вдоль побережий Норвегии и Финляндии были развёрнуты береговые и зенитные батареи и посты наблюдений. Вдоль акваторий были установлены оборонительные минные заграждения. Для защиты своих транспортов противник увеличивал количество эскортных кораблей.

Преимущество противника заключалось в том, что он мог в любое время перебросить в норвежские шхеры любые суда, вплоть до линкоров, в то время как возможности Северного флота ограничивались коротким временем навигации по Северным морям и выходом из строя Беломоро-Балтийского канала.

Стремясь ограничить боевые действия Северного флота, противник много раз пытался захватить полуострова Средний и Рыбачий, чтобы закрыть вход в Кольский залив к Мурманску и к военно-морской базе Полярный. Но это ему не удалось, не смотря на все усилия.

Подводники – Североморцы.

В задачу Северного флота входила задача нарушения вражеских коммуникаций. Следовало максимально не допускать снабжения приморской группировки врага стратегическим сырьём (никелевой рудой) из Норвегии, продовольствием и боеприпасами.

Важная роль для исполнения этой и других стратегических задач возлагалась на подводников Северного флота. Задача осложнялась тем, что корабли противника легко укрывались в многочисленных фиордах Норвегии. Большие глубины позволяли проводить вражеские транспорт в непосредственной близости от берегов, под прикрытием береговых  артиллерийских батарей.

Бригада подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Ивана Александровича Колышкина выполняла дерзкие нападения на конвои противника в этих водах.

Фото:

С начала войны по январь 1942 года подводные лодки дивизиона под командованием капитана 2-го ранга И. А. Колышкина потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника общим водоизмещением 72,5 тысячи тонн. Лично он выполнил несколько боевых походов и участвовал в потоплении большинства вражеских кораблей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года за успешное командование вверенным дивизионом и проявленные мужество и героизм Колышкину Ивану Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он стал первым Героем из моряков-подводников, награждённых во время Великой Отечественной войны «Золотой Звездой». https://yarwiki.ru/article/437/kolyshkin-ivan-aleksandrovich

подводная лодка «М-172» под командованием капитана 2ранга И.И. Фисановича, совершившая к началу 1943 года 13 боевых походов, только в течение одного месяца трижды (22 января, 1 февраля и 23 февраля) занимала позицию на морских сообщениях противника.

Фото:

 

Капитан-лейтенант Израиль Ильич Фисанович (1914-1944) - командир советской подводной лодки, которая проникла в систему фьордов, где располагалась вражеская гавань, и потопила два больших вражеских транспорта. https://ru.bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/5196/lot/116782/foo?lang=he

За два года корабль Фисановича провел 17 боев. Он потопил два больших линкора, 10 кораблей и один танкер. Принимал участие в высадке разведчиков в тыл врага и последующей их эвакуации. Благодаря своим достижениям имя Фисановича было хорошо известно во время войны. Он был членом Еврейского антифашистского комитета. Фисанович стал символом участия евреев в современной войне. https://www.yadvashem.org/research/research-projects/soldiers/israel-fisanovich.html

Подводная лодка  «Щ-422» к апрелю 1943 года имела на своём счету десять длительных боевых походов. Её экипаж под командованием капитана 3 ранга Ф.А. Видяева потопил восемь вражеских транспортов, два сторожевых корабля и мотобот. Примером его боевого мастерства стала смелая дневная атака немецкого конвоя в районе Сюльте-фьорда, в результате которой был потоплен транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн. Противник обнаружил лодку и три часа преследовал её, сбросив на дерзкое судно 360 глубинных бомб. Но благодаря мужеству и мастерству командира и экипажа «Щ-422» ушла от преследования и благополучно возвратилась на базу.

Фото:

Фёдор Алексеевич Видяев – героическая личность, выдающийся офицер-подводник, внёсший существенный вклад в Победу над фашисткой Германией. Он участвовал в 19 боевых походах и уничтожил 15 кораблей противника, проявил себя как мужественный и находчивый человек, обладающий нестандартным мышлением. https://democrator.ru/petition/prisvoenie-zvaniya-geroya-sovetskogo-soyuza-vidyae/

 Несмотря на сложные условия, в которых приходилось действовать подводным лодкам Северного флота, они потопили в 1943 году 49 транспортов противника общим водоизмещением 160 тысяч тонн и 19 боевых кораблей и вспомогательных судов. Кроме того, на минах, поставленных подводниками, подорвалось ещё 3 крупных немецких транспорта и 2 тральщика.

Действия надводных сил Северного флота.

На коммуникациях противника умело действовали и надводные силы Северного флота. В январе 1943 года командующий флотом приказал атаковать неприятельский конвой, вышедший из Тромсё на восток.

Фото: адмирал Арсений Григорьевич Головко.

Для удара были выделены лидер миноносцев «Баку» под командованием капитана 3 ранга Б.П. Беляева и эскадренный миноносец «Разумный» под командованием капитан-лейтенанта Н.И. Никольского. Поиск вражеского конвоя проводился в условиях полярной ночи. Корабли противника были обнаружены в районе мыса Маккаур. Конвой состоял из двух транспортов, эскадренного миноносца, тральщика и сторожевого корабля. Первым по противнику дал залп лидер «Баку», он торпедировал транспорт, шедший вторым, и открыл огонь из всех орудий. Ответная стрельба вражеских кораблей и береговых батарей врага не повлияли на исход боя. Североморцы потопили один и серьёзно повредили второй транспорт, и не получив повреждений, возвратились на базу.

Лидер миноносцев "Баку"

Эскадренный миноносец "Разумный"

Малые суда Северного флота.

Чувствительный ущерб врагу наносили  малые суда Северного флота. Против быстрых и дерзких торпедных катеров, вражеское командование было вынуждено выделить специальные эскадренные миноносцы.

Фото: немецкий эсминец.

Фото: советске торпедные катера.

22 декабря 1943 полярной ночью группа торпедных катеров нанесла удар по крупному конвою противника, который состоял из транспортов, шедших в охранении большого количества сторожевых кораблей и морских охотников. По сигналу флагмана  группы капитана 2 ранга В.А. Чекурова торпедные катера развернулись и пошли в атаку на превосходящие силы вражеских кораблей. Задачу, уничтожения вражеских конвоев, североморцы выполняли, презирая смерть. Через сплошной огонь немецких сторожевиков первым прорвался торпедный катер лейтенанта Г.М. Паламарчука и торпедировал ближайший   сторожевик, две торпеды попали в цель и потопили вражеский корабль. Катер лейтенанта Д.Л. Холодного нанес смертельные удары вражескому транспорту. В кильватере каравана сторожевиков атаковал катер старшего лейтенанта А.О. Шабалина, немецкий конвой потерял ещё два сторожевых корабля. Не потеряв ни одного из судов своей маленькой, но дерзкой флотилии, группа возвратилась на базу.

Фото: дважды Героя Советского Союза североморца Александра Осиповича Шабалина.

Действия катеров Северного флота на коммуникациях наносили противнику большой ущерб. Немецкий военно-морской историк Мейстер вынужден был признать: «Русские катера нападали днём так же как ночью. Часто они поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухточках. Для немецких транспортов создалось критическое положение из-за постоянных атак русских торпедных катеров».

Авиация Северного морского флота.

Фото: Бе-6

http://www.navy.su/navyavia-before1945.htm

В отличие от первого периода Отечественной войны значительную роль в борьбе на  морских сообщениях противника стала играть авиация. Она наряду с подводными лодками стала ударной силой флота. Если в начале войны удары по конвоям  авиация флота наносила небольшими группами по два – три самолёта, то вначале 1943 ударные авиагруппы увеличились, обрели боевой опыт, научились чётко взаимодействовать между собой и превратились в грозную силу.

Авиация Северного флота совместно с авиацией Карельского фронта с весны 1943 усилила борьбу за завоевание господства в воздухе. В это же время на вооружение североморцам были поставлены новые радиолокационные установки, позволявшие вовремя обнаружить самолёты противника, и навести на них истребители.

Конец аэродрома Луостари.

В конце сентября 1943 года авиация Северного флота провела успешную операцию по уничтожению самолётов на одном из основных аэродромов противника – Луостари, где базировались вражеские истребители. Операция была проведена совместно с 1й гвардейской смешанной авиационной дивизией 7-й воздушной армии; в ней участвовало 90 самолётов. Первая группа штурмовиков и истребителей полила аэродром зажигательными смесями и обстреляла самолёты противника из пушек и пулемётов. Вторая группа нанесла по аэродрому бомбардировочный удар, третья – бомбоштурмовой удар. Противник был, застигнут врасплох и не смог поднять в небо ни одного истребителя. Весь аэродром охватил пожар. В результате операции 20 самолётов  врага было уничтожено, взорван склад с боеприпасами.

Судьба авиаотряда «Гордость Германии».

Весной 1943немецкое командование пополнило свою истребительную авиацию на северном морском участке фронта, сюда был переброшен 6-й истребительный авиаотряд, носивший громкое название «Гордость Германии». В состав отряда входила группа асов во главе с прославленным немецким лётчиком Мюллером, на счету которого фашисты числили  91 воздушную победу.

Фото: немецкий воздушный ас Рудольф Мюллер.

Однако вскоре  по прибытии на северный участок фронта отряд «Гордость Германии» потерпела поражение при попытке нанести удар по аэродрому Ваенга, северо-восточнее Мурманска. Удар должен был быть осуществлён тремя авиагруппами по 4 – 6 самолётов. На подступах к Мурманску четвёрка советских истребителей перехватила  авиагруппу врага, завязался жаркий воздушный бой. Пришедший на помощь своим командир авиаполка дважды Герой Советского Союза П.Г. Сгибнев принял руководство боем.

Фото:  дважды Героя Советского Союза Петра Георгиевича Сгибнева.

В ожесточённой воздушной схватке из шести вражеских истребителей четыре были сбиты, а самого Мюллера заставили приземлиться на повреждённом самолёте на советскую территорию.

Фото: самолёт Мюллера – вынужденная посадка.

Потеря пяти своих лучших лётчиков озадачила немецких командиров и в течение нескольких дней самолёты Люфтваффе не проявляли активности. Когда же шесть его истребителей вновь появились в районе базирования советской авиации, им был дан второй бой. Советские лётчики сбили четыре истребителя, пятый был повреждён. Он упал на советской территории, его пилот был взят в плен.

Так бесславно закончил свой боевой путь авиаотряд «Гордость Германии».

Бомбовые удары советской авиации по вражеским аэродромам, успешные действия истребительной авиации заставили противника резко сократить число налётов на Мурманск, где разгружались суда, прибывшие из Англии и США. Значительно ослабли его удары по союзным конвоям в море.

Советские торпедоносцы.

Особенную роль на коммуникациях врага сыграла советская торпедоносная авиация. Применяя опасную, но эффективную тактику торпедометания с малой высоты, самолёты-торпедоносцы шли на предельно возможное сближение с вражескими конвоями, пробивали завесу заградительного огня и только тогда сбрасывали торпеды по выбранной цели. Боевая работа торпедоносцев требовала особого мужества и отваги.

Во время одной из атак самолёт старейшего летчика – североморца капитана А.А. Баштыркова был подбит и загорелся.  На горящей машина капитан продолжил атаку  особо охраняемого вражеского конвоя. Он торпедировал цель, когда его самолет был на высоте 400 метров. Последние слова по радио услышали его сослуживцы: «Самолёт горит, пикирую на транспорт…». Капитану  А.А. Баштыркову и штурману сержанту В.Н. Гаврилову были присвоены звания Героев Советского Союза посмертно.

Фото: Героя Советского Союза капитана Андрея Андреевича Баштыркова.

25 апреля 1943 года группа торпедоносцев, которой командовал капитан В.Н. Киселёв, вылетела для удара по конвою противника в районе Кунг-фьорда. Конвой состоял из двух транспортов под охраной 11 кораблей и в сопровождении истребителей. Капитан Киселёв повёл торпедоносцы в атаку. Противник открыл шквальный огонь зенитных батарей. Самолет командира получил удар снаряда и загорелся. Выйдя на кратчайшее расстояние для атаки, экипаж капитана Киселёва торпедировал самый крупный транспорт конвоя. После страшного взрыва торпед и самолёта героя транспорт разломился и пошёл на дно. Капитан В.Н. Киселёв и старший лейтенант М.Ф. Покало были удостоены звания Героя Советского Союза.

Фото: героя торпедоносца Василия Николаевича Киселева

В июне 1943 года в составе Северного флота была создана штурмовая авиационная часть. Под руководством балтийского аса штурмовика капитана А.Е. Мазуренко дважды Героя Советского Союза. Летчики в короткий срок освоили бомбометание с небольших высот. Совместно с торпедоносной и бомбардировочной авиацией штурмовики развернули активные действия на морских сообщениях врага. Возросшее тактическое мастерство и богатый боевой опыт позволили советским лётчикам перейти к выполнению эшелонированных ударов, повторяющихся по одному и тому же вражескому конвою до полного его уничтожения или рассредоточения.

Все чаще удары по вражеским конвоям осуществлялись в четком взаимодействии авиации, подводных лодок и торпедных катеров.

Летающая лодка Кор-2. Гидорсамолёт.

Значение боевой деятельности Северного флота.

Большие потери на морских коммуникациях в результате ударов Северного флота вынуждали немецко-фашистское командование не только непрерывно усиливать эскорт конвоев, но и ограничивать объем перевозок морем, что ухудшало снабжение приморской группировки войск и вело к сокращению поставок никелевой руды и другого сырья для военной промышленности Германии.

Активными действиями на морских коммуникациях Северный флот связывал значительные силы противника и не позволял ему использовать их в полной мере против конвоев, которые следовали из Англии и США в советские порты.

Противник, располагая в северных водах Норвегии большими силами, пытался всемерно воспрепятствовать движению союзных конвоев в советские порты. Но накопленный к середине войны опыт взаимодействия военно-морских и военно-воздушных сил советских и союзных армий позволял успешно справляться с многими препятствиями чинимыми врагом. При получении данных о начале движения конвоя союзников, командование Северного флота разворачивало масштабные действия по охране и сопровождению караванов в пределах своей операционной зоны. Навстречу союзникам направлялись эсминцы, свою задачу прикрытия выполняли подводные лодки. На подходах к береговым базам проводился поиск вражеских подводных лодок, выполнялось контрольное траление фарватеров. В максимальной боевой готовности находилась авиация.

Пример того, как выглядела операция по сопровождению союзного конвоя.

30 января 1943 года старший  британский морской офицер в Полярном сообщил командованию Северного флота о формировании и выходе 15 февраля союзного конвоя «JW-53» из Лох-Ю в Шотландии. Конвой в составе 22 транспортов, корабля ПВО, 12 эсминцев, 4 корветов, тральщика и траулера должен был прибыть в Кольский залив примерно 25 февраля. Так как обстановка не позволяла принять весь конвой в Мурманске, часть его, решено было направить в Северодвинск.

20 февраля командующий Северным флотом отдал приказ, в котором поставил задачи частям и соединениям по боевому обеспечению проводки конвоя в Кольский залив и прикрытию перехода части транспортов в Северодвинск.

Авиационные соединения Северного флота вместе с авиацией Карельского фронта начали систематические налеты на вражеские корабли, базы и аэродромы. Почти одновременно вышли навстречу конвою корабли Северного флота. Подводные лодки получили задачу противодействовать выходу вражеских кораблей в район движения конвоя. Часть эсминцев и сторожевых кораблей Северного флота присоединилась к основному конвою союзников, другая часть взяла под защиту ту часть конвоя, которая следовала в Северодвинск. При подходе долгожданных караванов к советским берегам, истребители надёжно прикрывали суда с воздуха.

Немецко-фашистское командование делало всё, чтобы разгромить конвой. Против него были брошены самые лучшие подводные лодки, крупные силы авиации, но все усилия оказались напрасны. «Атакующие самолёты, - писал французский военный историк Блон, - не смогли даже приблизиться к грузовым судам. Однако из Берлина продолжали поступать приказы: «Атаковать конвой, невзирая ни на что». Безуспешными оказались и операции немецких подводных лодок, советские подлодки надёжно охраняли союзников. Конвой был благополучно проведён к месту назначения.

Офицеры и матросы английского военного и торгового флота, участвовавшие в проводке конвоев, выполняли свой долг с большим мужеством и мастерством. В исключительно сложных условиях Северного моря, под ударами врага, они делали всё возможное, чтобы доставить груз для армии союзника.

Борьба моряков Северного флота сорвала все замыслы противника в северных морях. Флот и авиация полностью обеспечили устойчивость правого крыла Карельского фронта и надежно прикрыли  свои морские пути сообщения для военных, продовольственных и стратегических перевозок. В течение 1943 года моряки Северного флота провели 432 конвоя, 6 из них союзных.

В то же время североморцы наносили боевые удары по врагу, за 1943 год они потопили 180 грузовых кораблей противника, повредили 43 боевых судна. Немецкая авиация полностью утратила господство в воздухе над Северными морями.

В 1943 году восемь кораблей, частей и соединений Северного флота стали Краснознамёнными, пять кораблей и частей – гвардейскими. Десять моряков Северного флота получили высшую награду, став Героями Советского Союза.