Советская авиация в Великой Отечественной войне

Советская авиация в Великой Отечественной войне

Завоевание господства в воздухе силами советской авиации с ноября 1942 по декабрь 1943 года.

Поражение авиации противника в зимнюю кампанию 1942-1943 года.

Соотношение сил ВВС на первом этапе войны.

Завоевание господства в воздухе было одной из важных предпосылок достижения коренного перелома в Великой Отечественной войне. От исхода борьбы за господство в воздухе в значительной степени зависел успех боевых действий Красной Армии.

На первом этапе войны, до декабря 1942 года, немецко-фашистская авиация господствовала в воздухе, это было тяжелым испытанием для Красной Армии. Советские военно-воздушные силы значительно уступали врагу по количеству самолётов, по их современной оснащенности и манёвренности. Личный состав  советских летчиков не имел такого большого боевого опыта, как фашистские авиаторы. Благодаря отчаянной храбрости советским летчикам удавалось, лишь периодически, перехватывать инициативу и наносить противнику значительный ущерб. Примером стали подвиги советских летчиков в небе над Москвой во время контрнаступления.

                                     Начало контрнаступления советских войск под Москвой 5 декабря 1941 года.

 Николай Гастелло

К концу зимы 1942 года соотношение сил в воздухе начало меняться в пользу Советского Союза.

К концу 1942 года авиация противника на советско-германском фронте имела около 3,5 тысяч самолётов, из них 2,6 тысяч немецких и около 900 машин стран-сателлитов. Кроме того немецкое командование постоянно пополняло авиационные соединения новой техникой и экипажами.

 Символ немецкой авиации Люфтваффе

                                                                                                                           Главнокомандующим силами Люфтваффе вермахта являлся Герман Геринг (9 марта 1935 года — 23 апреля 1945 года),

Советская авиация, фронтовая и дальняя, по численности превышала гитлеровскую, располагая парком  в 4,1тысяч самолётов. Однако в составе советского парка авиации было много машин устаревшего образца, в том числе 500 легких ночных бомбардировщиков У-2 и Р-5. То есть количественное превосходство не обозначало качества воздушной боевой силы.

                                Советский аэродром после вражеского налёта в самом начале войны

Кроме того, Ставке Верховного Главнокомандования приходилось решать множество задач на большой территории, захваченной противником. Прикрытие и оборона Москвы, Центрального промышленного района, обстановка под Ленинградом заставляли распылять силы. Между тем немецко-фашистское командование имело возможность свободно маневрировать и привлекать на решающие направления до 80 процентов имеющейся в своём распоряжении авиации.

                                        Налёт вражеских бомбардировщиков

В таких условиях Советским Военно-воздушным силам предстояло перехватить инициативу и завоевать господство в воздухе.

Наиболее крупными этапами в этой борьбе стали воздушные сражения в ходе контрнаступления Красной Армии под Сталинградом, воздушное сражение на Кубани, операция по уничтожению противника весной 1943 года и ожесточённые сражения во время Курской битвы и в ходе форсирования Днепра.

                                         Летчик-истребитель капитан Найдёнов в воздушном бою над Сталинградом сбил три вражеских бомбардировщика

Роль советской авиации в ходе контрнаступления Красной армии под Сталинградом.

1. Соотношение военно-воздушных сил противников накануне контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.

В период контрнаступления под Сталинградом Ставка сосредоточила значительные наземные и воздушные силы на этом направлении. К началу контрнаступления на сталинградском направлении были привлечены 2я, 17я 16я и 8я воздушные армии, часть авиации дальнего действия – всего свыше 1,1 тысячи самолётов, не считая У-2. Авиационные полки, сосредоточенные под Сталинградом получили для пополнения новые истребители, технические данные которых позволяли пилотам перейти от тактики оборонительного боя на виражах к наступательному бою с применением вертикального манёвра.

Противник сосредоточил под Сталинградом  4й воздушный флот под командованием генерал-полковника Ритгофена. Советская авиация по числу истребителей превосходила флот противника в 1,5 раза, но по количеству бомбардировщиков значительно ему уступала, почти в 8 раз.

  Бомбардировщик Хейнкель-111

 Фокке-Вульф-200 Транспортный самолет и бомбардировщик

2. Участие Советской авиации в начале контрнаступления под Сталинградом.

Ноябрьская погода с туманами и низкими тучами ограничивала действия авиации. Низкая облачность над Сталинградом затрудняла ориентировку и поиск целей. В этих условиях только очень опытные пилоты выходили на задание. За период с 19 по 24 ноября 1942  советские летчики совершили – 970 вылетов, а немецкие асы и того меньше. Но уже с 25 ноября в ясном морозном небе разгорелись жаркие бои.

Наша авиация наносила удары по окружённым войскам противника, бомбила подходящие резервы, защищала свои войска от налётов вражеских бомбардировщиков. С 25 по 30 ноября советские лётчики совершили 6 тысяч вылетов, уничтожив при этом 200 вражеских самолётов.

Отчаянные воздушные сражения развернулись в районе Среднего Дона, южнее Сталинграда. Советские лётчики надёжно прикрывали стрелковые и танковые соединения от вражеской авиации, в это время штурмовики и бомбардировщики наносили урон вражеской технике и живой силе. За декабрь советские лётчики совершили около 19 тысяч вылетов, провели более 800 воздушных боёв и уничтожили сотни немецких самолётов.

3. Воздушная блокада Сталинграда.

Действия противника по спасению блокированной группировки.

Важнейшую роль сыграла советская авиация в срыве попыток противника организовать снабжение окружённой в Сталинграде группировки. Для снабжения блокированных в Сталинграде солдат и офицеров немецкое командование направило почти всю транспортную авиацию, с воздушных линий Берлин – Рим и Берлин – Париж были сняты все транспортные самолёты. Под Сталинград немецкое командование командировало, кроме специальных транспортов, самолёты «Юнкерс» - 52, 86, 290 и шесть групп бомбардировщиков «Хейнкель»111 и «Юнкерс»-88.

Юнкерс-86

 Мессершмитт-110

На транспортные самолёты были посажены лучшие инструкторы летных школ Германии. Самолёты групп сопровождения были оборудованы запасными баками с горючим, главным образом Ме-109 и 110. По планам немецкого командования в район блокады должны были доставляться, ежесуточно, более 300 тонн полезного груза, горючее, снаряды, продовольствие, медикаменты и производиться эвакуация раненных. Для базирования транспортной авиации немцы спешно готовили аэродромы в станице Тацинской на 600 самолётов и в Морозовске на 400 транспортных воздушных средств. На складах накапливалось всё необходимое для армейской группировки: продовольствие, боеприпасы, одежда, медикаменты – на много месяцев снабжения.

Для приёма грузов внутри блокадного Сталинградского котла противник готовил аэродромы Сталинградский, Питомник, Басаргино и другие. На них базировалась 3я истребительная эскадра «Удет», туда же стягивалось большинство частей зенитной артиллерии.

Организация воздушной блокады вражеской группировки под Сталинградом.

Но усилия противника были сорваны Советским командованием, организовавшим воздушную блокаду многотысячной группировки врага. Для блокады были призваны соединения 17, 16 и 8й воздушных армий и часть авиации дальнего действия. Руководил действиями воздушной авиации генерал-лейтенант А.А. Новиков.

                                                                                       Александр Александрович Новиков. С мая 1943 года по 1946 год был командующим  Военно-Воздушними силами  Советского Союза. Как представитель Ставки  координировал боевые действия авиации нескольких фронтов в битвах под Сталинградом, на Крской Дуге, при штурме Кёнигсберга и во время Берлинской операции. 

В директиве от 4 декабря 1942 года говорилось: «Уничтожение транспортных самолётов противника считать основной задачей. Закрепить специально выделенные части истребителей и штурмовиков для уничтожения транспортных самолётов и разъяснить лётному составу этих частей всю важность возложенной на них задачи. Блокировать все аэродромы противника в кольце окружения и днём и ночью».  Истребители должны были дежурить днём и атаковать вражеские транспортные самолёты при их появлении, вызывая по радио истребителей и штурмовиков. А ночью на дежурство заступали У-2 и в случае посадки или взлёта противника немедленно бомбить их аэродромы.

Чтобы обмануть советских летчиков, противник предпринимал различные способы. Они летали днём и ночью, в любую погоду, в сопровождении большого числа истребителей, с разных направлений, на разной высоте.

Советские летчики настигали авиацию противника на аэродромах вне кольца окружения, сбивали самолёты врага в воздухе по пути следования к блокированной группировке, уничтожали их непосредственно на аэродромах в кольце окружения.

                                  Летенант Шибанов - командир экипажа У-2, Герой Советского Союза. Источник: https://vpk-news.ru/articles/4...

Советское командование сосредоточило пять истребительных дивизий 16й и 8й воздушных армий по периметру окружения. Каждая охраняла свой сектор и отвечала за прочность воздушной блокады. Широкая сеть радиостанций пунктов наведения обеспечивала работу истребительной и штурмовой авиации.

Попытки немецкого командования преодолеть воздушную блокаду группировки фельдмаршала Паулюса.

В январе 1943 года гитлеровское командование предприняло меры для улучшения снабжения блокированной под Сталинградом группировки. В штаб 4го воздушного флота был направлен личный представитель фюрера генерал-фельдмаршал Мильх. Отправляя Мильха под Сталинград, Гитлер напутствовал: «Поскольку было принято решение удерживать Сталинград, следует принять к этому все меры. Я требую, чтобы в будущем в крепость перевозилось действительно 300 тонн грузов, чтобы она могла держаться и сковывать большие силы русских. Вы получаете от меня соответствующие особые полномочия и право давать приказы и распоряжения всем командным инстанциям вооружённых сил». Для доставки грузов в район окружения были выделены ещё  самолёты Хе-177, ФВ-200, Ю-90.

Однако уже ничто не могло спасти положения окружённой группировки. Плотный заслон созданы советскими истребителями, зенитной артиллерией, удары бомбардировщиков по аэродромам противника, а ещё действия наземных войск сорвали снабжение по воздуху группировки противника.  Бывший начальник инженерной службы 6й немецкой армии полковник Зелле в своих воспоминаниях писал: «Остается фактом, что с первого дня окружения не делали посадки ни 1000, ни 500, ни 300, ни даже 100 самолётов. В первые дни образования «котла» прибывали 50 – 70 самолётов, но очень скоро их число снизилось до 25 – 15 в день». Боясь советских истребителей, фашистские лётчики часто не долетали до своей цели, и сбрасывал груз над расположениями Красной Армии. Так 30 января 1943 года мешок с орденами и железными крестами, отправленный фельдмаршалу Паулюсу для поднятия боевого духа солдат и офицеров, попал в лагерь немецких военнопленных, вызвав усмешку красноармейцев и злость пленённых немцев.

Попытка германского верховного командования снабжать 6ю армию по воздуху окончилась полным провалом.

4. Результаты воздушной блокады противника под Сталинградом.

Во время воздушной блокады окружённой группировки врага советские лётчики и артиллеристы уничтожили около 1160 боевых и транспортных самолётов, третья часть их них была разбита на аэродромах.

Изоляция окружённой многотысячной группировки противника с воздуха, лишила её, какой бы то ни было поддержки извне. Так советская авиация оказала большую помощь наземным частям при разгроме и пленении фашистской армии под Сталинградом.

В боях под Сталинградом были разгромлены лучшие лётные части фашистской Германии. Она потеряла наиболее опытных лётчиков и штурманов, среди них оказалось большое число инструкторов летных школ, что в дальнейшем сказалось на качестве подготовки пилотов - новобранцев.

Немецкие генералы и офицеры вынуждены были признать поражение своей авиации. Генерал Дёрр – участник битвы под Сталинградом – отмечал: «Не только сухопутные силы, но и авиация потеряла под Сталинградом целую армию». Западногерманский военный историк Грефрат писал, что в результате боёв под Сталинградом «силы немецкой авиации оказались ещё более ослаблены. Русские ВВС, наоборот, изо дня в день становились всё более сильными в отношении, как качества, так и количества, да и потери их с каждым днём уменьшались».

В боях под Сталинградом советские лётчики проявили свои лучшие качества, беззаветную храбрость, мужество, волю советского человека. Многие, начинавшие свой лётный путь новичками, под Сталинградом становились зрелыми бойцами и опытными командирами. За боевое мастерство, отвагу и героизм девять авиационных дивизий получили звание гвардейских, многие лётчики, штурманы, техники, воздушные стрелки были награждены орденами и медалями.

Только среди личного состава 8й воздушной армии звание Героя Советского Союза получили 17 лётчиков, а 3 тысячи человек награждены орденами и медалями. Всему Советскому Союзу стали известны имена героев А.В. Алелюхина, М.Д. Баранова, В.С. Ефремова, И.И. Клещёва, И.С. Полбина. Л.Л. Шестакова и многих других.

 

 Дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин

 

Потери военно-транспортной авиации Люфтваффе при снабжении Сталинграда

Тип самолёта

Погибло

Пропало без вести

Тяжело повреждены

Всего

Юнкерс-52

114

60

95

269

Хейнкель-111

28

39

102

169

Юнкерс-86

20

7

15

42

Фокке-Вульф-200

2

4

3

9

Юнкерс-290

1

-

-

1

Хейнкель-117

3

2

-

5

всего

168

112

215

495

Таблица из Kehrig M. Stalingrad. Analyse und Dokumentation einer Schlacht – Stuttgart, 1974.

Зафиксированы потери, связанные только с непосредственным выполнением боевого задания. https://zen.yandex.ru/media/takaya_istoria/ledency-i-prezervativy-vmesto-hleba-i-patronov-5a83e3c7168a91a4731aaffa

Воздушная битва на Северном Кавказе.

В наступательных операциях, развернувшихся зимой 1943 года на других участках фронта, были нанесены новые удары по авиации противника. В ходе зимней операции немецкая авиация потерпела серьёзное поражение – были истреблены лучшие кадры фашистских лётчиков и уничтожено более 7 тысяч самолётов. Чтобы восполнить эти потери немецкое командование перебросило на советско-германский фронт авиационные части и соединения с других театров военных действий и из своего резерва. Только с 15 декабря 1942 года по 20 января 1943 года  на советско-германский фронт прибыли из Германии, Норвегии, Франции и Голландии десять бомбардировочных и одна истребительная группы; из района Средиземного моря – три бомбардировочные группы, эскадра пикирующих бомбардировщиков, эскадра и особый отряд двухмоторных истребителей; с Балканского полуострова – две бомбардировочные группы. Всего было переброшено с Запада на Восточный фронт 700 самолётов. В результате численность немецкой авиации на западных театрах военных действий сократилась, что создавало благоприятные условия для англо-американской авиации в её борьбе против фашистской Германии.

Подготовка к воздушной битве на Кубани.

Весной 1943 года напряжённые воздушные бои вспыхнули на самом южном участке советско-германского фронта – на Кубани. В это время войска Северо-Кавказского фронта стремились прорвать оборону 17 армии противника, чтобы освободить Таманский полуостров и завершить разгром группы армий «А». немецкое командование старалось сохранить плацдарм на Тамани для дальнейшего продвижения на Кавказ. Начавшаяся подготовка наступления на Курском направлении не позволила усилить Таманскую группировку противника наземными войсками.

Соотношение сил ВВС противников на Северном Кавказе.

Для создания подавляющего превосходства в воздухе, на Кубани фашистское командование сосредоточило основные силы 4го воздушного флота. На аэродромах Кубани и Крыма  в марте – апреле базировалось до 1000 самолётов противника. Среди них было 580 бомбардировщиков, 220 истребителей и до 200 разведчиков и других самолётов специального назначения.

Сосредоточение такого числа бомбардировщиков свидетельствовало о решительных целях врага, о его намерении взять реванш за поражение под Сталинградом. Об этом же говорило привлечение в район Кубани лучших в немецких военно-воздушных силах 3й истребительной эскадры «Удет», действовавшей до этого под Сталинградом, 51й истребительной эскадры «Мельдерс» и других. Кроме того, на Таманский полуостров враг перебросил специальную группу асов для борьбы с советскими истребителями. Они летали на лучших самолётах Германии Фоке Вульф-190 и имели специальную задачу охотиться за новейшими советскими самолётами.

Фокке-Вульф-190

В марте и начале апреля командование Северо-Кавказского фронта имело в своём распоряжении значительно меньше самолётов, чем противник. Общая численность советской авиации на Кубани в начале апреля не превышала 550 – 600 самолётов, из которых  пятая часть требовала ремонта. При таком соотношении сил советским лётчикам трудно было рассчитывать на преимущество в воздухе.

 стребитель Як-1

Координировал действия авиации на Кубани командующий военно-воздушными силами Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант К.А. Вершинин. В состав его воздушного флота входили: 4я воздушная армия генерал-майора Н.Ф. Науменко; 5я воздушная армия генерал-майора С.К. Горюнова; группа авиации дальнего действия генерал-лейтенанта Н.С. Скрипко и авиация Черноморского флота, которой командовал генерал-майор В.В. Ермаченков.

                                                                                            Константин Андреевич Вершинин

Для усиления Северо-Кавказской воздушной флотилии Ставка Верховного Главнокомандования, в апреле, перебрасывает 2й бомбардировочный, 3й истребительный и 2 смешанный корпуса. Группа авиации дальнего действия пополнилась одной дивизией.

В результате всех мероприятий соотношение ВВС на Кубани примерно сравнялось. При этом советская авиация имела значительное превосходство по числу штурмовиков, в два раза превосходила противника по числу истребителей, но в три раза уступала по числу бомбардировщиков. По сравнению с предыдущими операциями качественный состав авиации значительно улучшился. Если в воздушных боях под Сталинградом в составе советской авиации было примерно 27 процентов новых бомбардировщиков, то на Кубани их было уже 65 процентов.  Количество новых истребителей тоже значительно возросло. При таких примерно равных силах борьба за господство в воздухе приобрела чрезвычайно ожесточённый характер.

Воздушная битва на Кубани. Оборона Новороссийска.

Напряжённые воздушные бои на Кубани начались 17 апреля 1943 года. В этот день противник при поддержке крупных сил авиации перешёл в наступление против войск 18й армии, оборонявшей Новороссийск. Вражеская авиация имея численный перевес ещё и имела преимущество базирования. Её аэродромы находились на расстоянии 15 -25 километров от линии фронта. Советские самолёты должны были подлетать с много более дальнего расстояния. Поэтому вражеская авиация захватила инициативу в воздухе. Наземные части Красной Армии атакуемые и с земли и с воздуха оказались в тяжелейшем положении.

Командование Северо-Кавказским фронтом срочно направило в район Новороссийска 4ю и 5ю воздушные армии.

                                  Новороссийск. Советская авиация

В воздухе завязались ожесточённые групповые бои. Против вражеских штурмовиков и бомбардировщиков поднимались в небо советские истребители, вступая в схватки с немецкими асами, они препятствовали бомбардировке защитников «Малой земли». Всего с 17 по 24 апреля, пока шли оборонительные бои на Таманском плацдарме, советские лётчики уничтожили 152 самолёта противника, при этом 30 из них были сбиты зенитной артиллерией. Активные действия советской авиации позволили перехватить у врага инициативу в воздушном противостоянии. А войска десантной группы, поддержанные советскими лётчиками, не только отразили натиск противника, но и позволили отбросить его на исходные позиции  - лета 1942 года.

                                              19 августа 1942  началась героическая оборона Новороссийска

Воздушная битва на Кубани. Наступление советских войск.

После срыва наступления противника в районе Новороссийска командование Северо-Кавказского фронта командирует военно-воздушные силы для подготовки к наступательной операции.

29 апреля советские войска переходят в наступление в районе станицы Крымской. Немедленно в небе завязывается жаркая битва. 4я воздушная армия надежно прикрывает поле боя от вражеских бомбардировщиков, некоторые воздушные бои продолжаются час и более. Всего за время наступления советских войск с 29 апреля по 10 мая советские лётчики совершили около 10 тысяч вылетов, и в воздушных сражениях, сбили 368 вражеских самолётов. Потери авиации Северо-Кавказского фронта составили 70 самолётов.

Однако противник всё ещё располагал значительными силами, способными вести решительные действия. С новой силой разгорелись воздушные бои в конце мая, когда началось наступление советских войск в районе станиц Киевское и Молдаванское. 26 мая, когда советские части, прорвав первую полосу обороны противника, начали развивать наступление, бомбардировщики 4й армии противника нанесли массированный удар по советским наземным армиям. За  четыре часа на участке прорыва противником было совершено 1500 налётов. Зенитная артиллерия фронта и истребители не смогли отразить столь масштабный удар, и фашистским лётчикам удалось захватить инициативу в воздух в полосе главного удара Северо – Кавказского фронта. Это тяжело отразилось на положении наших сухопутных войск.

По решению Военного совета фронта по аэродромам противника были нанесены удары крупными группами штурмовиков и бомбардировщиков, для наступающих частей были выделены дополнительные силы истребительной авиации. Перед советскими истребителями была поставлена задача, не допустить немецкие бомбардировщики в полосу наступления советских войск. Для этого истребители стали патрулировать в значительной глубине над территорией противника. Эта мера оказалась весьма эффективной. 3 июня группа немецких самолётов в составе 125 бомбардировщиков под прикрытием 10 истребителей попыталась нанести удар по советским войскам. Но в небе противника ожидала неприятная встреча с 26ю советскими истребителями в коротком бою, действуя группами по четыре машины, они сбили 18 и повредили 4 самолёта врага, сбросив бомбы в районе своих же расположений, фашистские стервятники повернули обратно.

Смелые рейды в глубину расположения противника и бомбардировка вражеских аэродромов, складов с горючим и боеприпасам доставили массу неудобств немецким летным частям и наземным службам аэродромов.  Решительные действия советских пилотов в воздухе, навязывавших немецким асам свою схему боя, приносили всё больше боевых побед. Так  с 26 мая по 7 июня противник потерял 315 самолётов, потери советской авиации были вдвое меньше – 150 машин.

Оценивая действия авиации в ходе наступательной операции, Военный совет Северо-Кавказского фронта отмечал: «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась  на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противостояла врагу, но вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию».

                                              10 сентября 1943 с десантной операции началось освобождение Новороссийска

Уроки Кубанского воздушного сражения.

Воздушное сражение на Кубани стало школой боевого лётного мастерства для советских лётчиков.

В небе Кубани была отработана тактика боя пары истребителей, определены задачи ведущего и ведомого. Пара стала основой боевого порядка в истребительной авиации.

На Кубани истребитель, патрулирующие в воздухе, стали применять эшелонирование по высоте, такой патруль получил название «кубанская этажерка». «Каждая ступенька «этажерки», - писал Главный маршал авиации К.А. Вершинин, - выполняла свою определённую роль. В том случае, когда неприятельским самолётам удавалось уйти от удара одной ступени «этажерки», они тут же попадали под огонь другой. Такой боевой порядок позволял нашим истребителям успешно вести бои с авиацией противника и надёжно прикрывать войска от её ударов».

В небе Кубани советские летчики продемонстрировали не только беззаветный героизм, но своё мастерство и талант. Здесь впервые на весь Союз прозвучало имя будущего трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. На его боевом счету было 13 сбитых самолётов противника лично и 6 в групповом бою.

                                                                                        Лейтенант Александр Покрышкин

                                                                                               Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин

Высокое мастерство показали братья Д.Б. и Б.Б. Глинка, Г.Г. Голубев, А.Ф. Клубов, В.Г. Семенишин, В.И. Фадеев и другие замечательные лётчики.

Воздушное сражение на Кубани, длившееся более двух месяцев, по своей напряжённости, по числу воздушных боёв и количеству участвовавших в них самолётов превзошло все предшествовавшие воздушные сражения.

Боевые операции советской авиации весной 1943 года.

Подготовка к воздушным операциям упреждающего удара.

Борьба за господство в воздухе велась весной 1943 года на центральном участке фронта, где враг готовил масштабное  летнее наступление. Зная о планах врага советское командование,  принимало меры, для того, чтобы ослабить авиационную группировку противника, изменить соотношение сил в нашу пользу.

 Бомбардировщик Ту-2

Для реализации этой задачи были разработаны две воздушные операции по уничтожению фашистской авиации на аэродромах. Идея проведения такой операции принадлежала Военному совету Воронежского фронта. 4 апреля командующий Воронежским фронтом Н.Н. Ватутин говорил: «Я бы хотел провести очень крупную и длительную операцию по уничтожению авиации противника на его аэродромах по хорошо продуманному плану. Совместными усилиями юго-Западного, нашего, Центрального и Южного фронтов. При удачном проведении такой операции мы добьёмся почти срыва наступления».

Для успешной реализации операций важную роль должна была сыграть воздушная разведка. Ей предстояло раскрыть позиции базирования и состав авиации противника, установить размещение самолётов на аэродромах, расположение складов с горючим и боеприпасами. Разведать средства противовоздушной обороны противника.

 Воздушная разведка

С начала мая основные аэродромы вражеских военно-воздушных сил контролировали советские разведчики. По три раза в день – утром, днём и вечером совершая разведывательные вылеты уже скоро им стали известны все немецкие секреты, вплоть до времени «утреннего кофе».

Подготовка и проведение первой воздушная операция 6 – 8 мая.

Подготовка.

Первая воздушная операция по уничтожению авиации противника на аэродромах была проведена с 6 по 8 мая. В директиве 5 мая командующего Военно-воздушными силами Красной Армии говорилось, что во исполнение приказа Ставки необходимо подвергнуть одновременному «нападению все основные аэродромы авиации противника, на которых установлено скопление самолётов. Основную массу авиации противника подавить в первый же день. Поэтому в этот же день вражеские аэродромы должны быть подвергнуты повторным ударам, а ночью по ним должны действовать ночные бомбардировщики.

                                               Ночной бомбардировщик У-2 или По-2 немцы прозвали "швейной машинкой". 

Самолет неслышно подлетал на бреющем полете к вражеским окопам - и сбрасывал мелкие бомбы буквально на свет немецких папирос, тогда, когда гитлеровцы этого совершенно не ожидали...

 ПО-2 был в какой-то степени "психологическим оружием", которое внушало немцам страх.

https://zen.yandex.ru/media/slava_russkogo_oruzjia/kakie-prozvisca-nemcy-davali-sovetskim-samoletam-5f7c2c5171c44f0829880a73?utm_source=images&utm_medium=viewer&utm_campaign=ekzen_organic

В последующие два дня не снижая упорства и настойчивости. Продолжать поражение авиации противника, как на основных аэродромах, так и на вновь обнаруженных воздушной разведкой. Удары по аэродромам наносить большими группами, выделяя из их состава необходимое количество средств для подавления зенитной обороны противника».

                            Истребитель Як-18

В операции принимали участие шесть воздушных армий – 1я, 15я, 16я, 2я, 17я и 18я, Западного, Брянского, Центрального, Воронежского, Юго-Западного и Южного фронтов. Чтобы достичь внезапности, операция готовилась в строгой тайне. Командующие получили боевую задачу лишь за сутки до начала операции, командиры боевых соединений и частей за 5 – 6 часов до вылета, а экипажи самолётов непосредственно перед вылетом. В начале операции было приказано не пользоваться средствами радиосвязи, и следовать к месту операции обходя районы насыщенные средствами противовоздушной обороны.

                                      Маскировка самолёта

Проведение операции.

Первый массированный удар по вражеским аэродромам был нанесён утром 6 мая. Крупные силы советских бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении истребителей одновременно атаковали 17 аэродромов противника, расположенных на участке фронта протяжением свыше тысячи километров – от Смоленска до Азовского моря. Кроме того, многие аэродромы, где базировались фашистские истребители, были блокированы с воздуха.

Командование  немецко-фашистских войск не ожидало одновременного удара советской авиации на широком фронте и не смогло принять эффективных мер. Советские лётчики нанесли врагу серьёзный удар, сопровождавшийся большими потерями живой силы, техники и боезапаса. В первый день операции было уничтожено 215 самолётов врага, потери советской авиации составили – 21 машину.

7 и 8 мая были нанесены повторные удары по противнику, который оправившись от первого шока, теперь оказал ожесточённое сопротивление. Но преодолевая яростное сопротивление врага, советские лётчики успешно справлялись с поставленной задачей. Бомбами и пулемётно-пушечным огнём они уничтожили 235 самолётов противника на земле. Истребители в воздушных боях сбили 56 самолётов.

Всего в течение трёх дней операции советские авиационные армии подвергли воздушным ударам 20 вражеских аэродромов, и вывели из строя 500 немецких самолётов, совершив около 1400 вылетов. Потери советской авиации составили 122 самолёта.

Вторая воздушная операция 8 – 10 июня 1943 года.

Вторая воздушная операция была проведена тремя воздушными армиями 1й, 2й, 15й и авиацией дальнего действия. На этот раз ударам подверглись 28 вражеских аэродромов, расположенных на центральном участке фронта. Чтобы не повторять порядок действий первой операции, первый массированный удар  был нанесён ночью. И всё же внезапности удара не получилось. Враг, наученный горьким опытом, держал противовоздушную оборону в полной боевой готовности.

Совершая чудеса героизма и находчивости, в течение трёх дней советские лётчики уничтожили 223 вражеских самолёта, выполнив 805 вылетов.

Всего к июльскому наступлению противника на Курской Дуге советская авиация вывела из строя 789 самолётов вражеских воздушных армий, что сильно повлияло на обстановку в воздухе к началу Курской битвы. Потери советской авиации составили 415 самолётов.

Германское командование организовало ряд ответных ударов по советским аэродромам, но к серьёзному успеху эти меры противника не привели.

                                              Лето под Курском 1943 года.

Кроме мощного сопротивления вражеской авиации, помогала скрытность базирования и хорошая маскировка советских аэродромов. Часто за реальные цели противник принимал ложные аэродромы, на которых были установлен фанерные макеты самолётов, автомашин, зенитных установок. Командующий Военно-воздушными силами Красной Армии маршал авиации А.А. Новиков 22 июля доносил в Ставку: «В качестве одной из мер противовоздушной обороны аэродромов нами с большим успехом применяются ложные аэродромы. Например, на ложные аэродромы 8й воздушной армии Южного фронта за последние полтора месяца противник сбросил 2214 бомб весом 46 755 килограммов, а на действительные аэродромы за это же время была сброшена 61 бомба весом 2750 килограммов».

Другие операции советской авиации в период подготовки к летним сражениям 1943 года.

1. В период подготовки к решающим летним сражениям 1943 года Ставка потребовала усилить борьбу с железнодорожными и автомобильными перевозками в тылу противника. В приказе Народного комиссара обороны И.В. Сталина от 4 мая 1943 года говорилось: «Удары по железнодорожным составам, нападение на автоколонны считать важнейшими задачами наших Военно-воздушных сил». В тылу врага, на удалении 250 километров и более от линии фронта, удары наносила авиация дальнего действия, совершив за апрель – июнь более 7500 вылетов. На глубине до 200 километров удары по скоплениям вражеских эшелонов и автоколоннам наносила фронтовая авиация. Коммуникации противника подверглись массовой атаке в широкой прифронтовой полосе.

                                             Штурмовик Ил-2 сыграл важнейшую роль в битве под Курском.

Удостоился от немцев прозвищ "Schlächter" ("Мясник"), "Eiserner Gustav" ("Железный Густав") и "Zementbomber" ("Цементный бомбардировщик").

Непробиваемая броня в сочетании с солидным арсеналом (пулеметы, авиапушки, реактивные снаряды, бомбы) весьма способствовали тому, чтобы гитлеровцы боялись Ил-2 буквально до дрожи в коленях...

2. Важным этапом на пути завоевания стратегического господства в воздухе была борьба с дальней авиацией противника. Готовя летнее наступление 1943 года, немецко-фашистское командование предприняло массированные налёты на промышленные города Советского Союза: Горький, Саратов, Ярославль. Например, с 4 до 22 июня на заводы и фабрики Горького противник  семь раз совершал налеты, в них участвовало 645 самолётов.  Для этих мероприятий противник привлек значительные силы – 11 бомбардировочных эскадр, которые базировались на аэродромах Сеща, Полтава, Орёл, Сталино, Запорожье и Брянск.

                                        Завод им. Чкалова. Истребители

Обычно бомбардировщики противника взлетали со своих аэродромов за 20 – 30 минут до наступления темноты и появлялись в районе своих целей ночью, следуя небольшими группами на высоте 4 – 5 тысяч метров. Эти приёмы были учтены прифронтовой авиацией и силами противовоздушной обороны советских городов.

Удары по аэродромам базирования дальней авиации противника силами прифронтовых воздушных сил, готовность дать мощный отпор врагу силами противовоздушной обороны Горьковского, Саратовского и Рыбинско-Ярославского районов обороны, сорвали планы  фашистского командования -  вывести из строя важные промышленные объекты в советском тылу.

3. Во время подготовки к летнему наступлению немецкая авиация усилила свои действия по железнодорожным узлам, станциям, мостам и перегонам в районе Курского выступа, стремясь парализовать коммуникации советских войск. Интенсивные налёты начались в апреле и продолжались до начала летнего наступления немецко-фашистских войск.

2 июня фашистская авиация совершила один из наиболее крупных налётов на железнодорожный узел Курск. Для нанесения удара враг привлёк 550 самолётов из них 420 бомбардировщиков. Дневной налет был усилен действиями ночных бомбардировщиков. К железнодорожному узлу противник подходил с разных направлений и на разных высотах.

Отражали налёт вражеской авиации истребители 16й и 2й воздушных армий, зенитная артиллерия Курской группы противовоздушной обороны и артиллерия Центрального и Воронежского фронтов.

Истребители Як-9

Первый эшелон вражеской авиации в составе 137 бомбардировщиков и 30 истребителей был перехвачен советскими истребителями на дальних подступах к Курску. Советские лётчики, навязав бой истребителям прикрытия, главный удар обрушили на бомбардировщики противника. Фашисты не ожидавшие такой дерзости, сбросили бомбы вне целей, и потеряв в бою 58 машин повернули обратно. К железнодорожному узлу прорвались лишь несколько машин.

Второй и третий эшелоны бомбометания были встречены так же, как и первый. На всём пути следования вражеских бомбардировщиков советские истребители не давали им покоя, ведя активные воздушные бои, они целили в бомбардировщики, в результате было сбито 34 вражеских самолёта.

В четвёртом и пятом эшелонах было 167 бомбардировщиков и 14 истребителей. Но теперь враг пошёл на хитрость. Большая часть самолётов, избегая встречи с советскими истребителями и рассчитывая на внезапность удара, следовали с нового направления - со стороны Обояни на высоте 6 – 7 тысяч метров. Этот обманный манёвр частично удался, к железнодорожному узлу прорвалось 100 вражеских бомбардировщиков, но разрушить его они всё-таки не смогли. Через12 часов железнодорожный узел Курск возобновил работу. На эту операцию немецко-фашистский воздушный флот потратил 145 самолётов, советская авиация потеряла 27 самолётов – истребителей.

В итоге, активные действия советской авиации заставили немецко-фашистское командование оттянуть свои самолёты глубже в тыл и почти прекратить налёты на крупные промышленные центры и железнодорожные узлы советских городов.

В итоге борьбы за господство в воздухе весной 1943 года мощь немецко-фашистской авиации было значительно подорвана. Её потери на фронте с апреля по июнь составили около 3700 самолётов, и всё труднее становилось немецкому командованию компенсировать урон личного лётного состава.

Действия Советской авиации в ходе подготовки и разворачивания Курского сражения.

Летом 1943 года борьба в воздухе разгорелась с новой силой. В начавшихся сражениях советские лётчики стремились закрепить и развить достигнутый успех, и добиться окончательного перелома в борьбе с авиацией противника. Враг же старался, во что бы то ни стало, вернуть утраченную инициативу.

 Соотношение сил ВВС накануне Курской битвы.

К началу битвы под Курском немецко-фашистское командование приняло все меры к тому, чтобы создать мощную авиационную группировку и вновь захватить инициативу в воздухе. На советско-германский фронт были переброшены новые авиационные соединения из Германии и с других театров военных действий. В результате группировка противника включала в себя соединение 4го и 6го воздушных флотов – свыше 2 тысяч самолётов. Но, даже, имея такое количество воздушной техники, противник не имел перевеса сил.

Противнику противостояли ещё более крупные силы советской авиации. Советский воздушный флот включал в себя 16ю, 2ю, 17ю воздушные армии и  часть соединений авиации дальнего действия – всего около 3 тысяч самолётов. И если по общему числу самолётов советская авиация превосходила противника в полтора раза, то по количеству истребителей в 1,7 раза. Кроме того, Ставка, располагая большими резервами, всё наращивала силы действующих авиационных соединений.

                                          Ла-5 грозный истребитель  Мессершмиттов. Немцы называли его "Суперкрыса".

Подготовка к решающему сражению летом 1943 года под Курском.

Используя период затишья, который продолжался на центральном участке фронта с марта  до июля, советские воздушные армии тщательно готовились к летним боям.

Для управления авиацией с земли создавались специальные командные пункты , расположенные вблизи командных пунктов соединений наземных войск. Проводились учебно-тренировочные полёты, отрабатывалась техника пилотирования, тактика воздушного боя, групповая слётанность подразделений. Экипажи изучали с воздуха районы боевых действий и систему противовоздушной обороны врага в районах будущих объектов ударов. Воздушная разведка вскрывала районы сосредоточения войск и авиации противника.

Начало Курской битвы. Оборонительный этап с 5 июля по 12 июля 1943 года.

В течение оборонительной операции на Курском выступе состоялось, около, тысячи воздушных боёв, в которых было уничтожено более 1400 немецких самолётов, то есть более двух третей всей немецкой авиации, сосредоточенной на Курском выступе. Для восстановления огромных потерь самолётов и личного состава, немецкое командование было вынуждено подтянуть на Курскую дугу авиационные части с других участков фронта. В их числе были – 54я     истребительная, 51я и 55я бомбардировочные эскадры и 3я эскадра пикирующих бомбардировщиков. Но и эти силы скоро понесли значительный урон и не смогли сколько-нибудь серьёзно изменить соотношение сил в воздухе.

Захватив инициативу, советская авиация обрушила шквал бомбовых ударов на наступавшего противника, чем содействовала успешному исходу оборонительного этапа сражения. От действий советских штурмовиков и бомбардировщиков немецкие войска несли большие потери.

Одновременно советская авиация нанесла удары по аэродромам противника. Наиболее мощный удар был произведен утром 5 июля соединениями 2й 17й  воздушных армий, на восьми аэродромах противника было уничтожено 60 самолётов.

                                                 Иван Никитович Кожедуб

Таким образом, в оборонительном сражении под Курском борьба за господство в воздухе закончилась тяжёлым поражением авиации противника. В воздушных боях и на аэродромах он потерял полторы тысячи самолётов. Это позволило советской авиации эффективно поддержать наземные армии в период контрнаступления.

Участие советской авиации в контрнаступлении Красной Армии под Курском.

С переходом советских войск в контрнаступление борьба с немецкой авиацией вступила в новую, решающую фазу. Чтобы удержать завоёванное господство в воздухе и обеспечить успех наступающей Красной Армии, советское командование сосредоточило на Курской дуге пять воздушных армий и значительные силы дальней авиации – всего свыше 5 тысяч самолётов.

Немецко-фашистское командование, стремясь вернуть инициативу, также наращивало силы своей авиации. На орловское и харьковское направления были направлены авиационные части с южных участков фронта и из самой Германии, численность вражеской авиации была доведена до 2,2 тысяч самолётов.

В ходе контрнаступления яростные воздушные бои завязывались там, где наши войска наносили главные удары. Наиболее решительно советская авиация действовала во время прорыва немецкой обороны, при овладении важными опорными пунктами и при вводе в бой танковых соединений.

  Ил-2 "Летающий танк". Штурмовик Ил-2 внес важный вклад в разгром вторгнувшихся в нашу страну захватчиков. Уникальная машина, долгое время не знавшая  себе равных. 

Во время прорыва на орловском направлении состоялось более 570 воздушных боёв, в которых было сбито 786 самолётов противника. Всего за время контрнаступления под Курском советская авиация совершила свыше 90 тысяч вылетов. В 1700 воздушных боях было уничтожено 2,1 тысяча самолётов врага, было разбито на аэродромах 145 фашистских машин, зенитной артиллерией Красной Армии было сбито 780 вражеских самолётов.

В итоге 50 дней напряжённой Курской битвы авиации Германии был нанесён такой сокрушительный удар, что военно-воздушные силы противника окончательно лишились стратегического превосходства в воздухе, инициатива полностью перешла в руки советской авиации.

Итог.

В течение последующих событий войны советской авиации ещё не раз придется доказывать своё мастерство и мужество. Например, при форсировании Днепра осенью 1943 года, противник на короткий срок и на небольшом отрезке фронта создаст перевес сил. Пользуясь тем, что базы советской авиации оказались на значительном удалении от стремительно наступающих на запад наземных частей, самолёты противника стремительно атаковали переправы через Днепр. Они разрушали мосты и стремились сбросить с правого берега, закрепившиеся там советские части, подавить их огневые точки, уничтожить людей. Но ситуацию быстро удалось исправить. Советское командование подтянуло авиацию ближе к наступающим частям, на земле было организовано чёткое радиоуправление действиями авиации. На плацдармах на правом берегу Днепра командиры авиационных дивизий разместили свои командные пункты рядом с пунктами стрелковых частей и лично руководили воздушными боями. Благодаря точному управлению с земли, своевременному наращиванию сил советские истребители перехватывали и уничтожали немецкие бомбардировщики на дальних подступах к Днепру. За семь дней с 7 по 13 октября, в битвах над Днепром вражеская авиация потеряла 200 самолётов.

Большие потери вражеская авиация понесла и на других участках советско-германского фронта: в Донбассе, в Белоруссии и под Ленинградом.

Во второй период войны Советские  Военно-воздушные силы нанесли немецкой авиации тяжёлые поражения. Только за 1943 год на советско-германском фронте враг лишился более 20 тысяч самолётов. Стратегическое господство в воздухе окончательно перешло к советской авиации.

Но противник сдаваться был не намерен, об этом свидетельствовали цифры роста производства авиационной техники и самолётов в Германии за период с 1942 по 1944 годы. В 1942 году промышленность Германии выпустила 14 700 самолётов; в 1943 – 25 220; в 1944 – 37 950 самолётов. При этом англо-американские союзники СССР заверяли руководство Союза о непрекращающихся бомбардировках германских промышленных районов. Однако налёты военно-воздушных сил США и Англии не оказали заметного влияния на производительную мощность промышленности фашистской Германии. А поэтому впереди  у Красной Армии было ещё много месяцев войны, испытаний, мужества и преодолений.